2.1.3. формировать способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику. 2.1.4. оценивать способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития. 2.1.5. определять уровень саморегуляции и рефлексии. сформированности способности к самоорганизации, 2.2. Задачами выполнения ИП являются: 2.2.1. обучение планированию (уметь чётко определить цель, описать шаги по её достижению, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы). 2.2.2. формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (уметь выбрать подходящую информацию, правильно её использовать). 2.2.3. развитие умения анализировать, развивать креативность и критическое мышление. 2.2.4. формирование и развитие навыков публичного выступления. 2.2.5. формирование позитивного отношения к деятельности (проявлять инициативу, выполнять работу в срок в соответствии с установленным планом). 3. Этапы и примерные сроки работы над проектом 3.1. В процессе работы над проектом учащийся под контролем руководителя планирует свою деятельность по этапам: подготовительный, основной, заключительный. 3.2. Подготовительный этап (сентябрь-октябрь): выбор темы и руководителя проекта. 3.3. Основной этап (ноябрь-февраль): совместно с педагогом разрабатывается план реализации проекта, сбор и изучение литературы, отбор и анализ информации, работа над проектом, выбор способа представления результатов, оформление работы, предварительная проверка руководителем проекта. 3.4. Заключительный (март - май): защита проекта, оценивание работы. 3.5. Контроль соблюдения сроков осуществляет руководитель проекта. 3.6. Контроль руководитель. охвата детей проектной деятельностью осуществляет классный 4. Требования к оформлению ИП 4.1. Структура ИП: Титульный лист (см. Приложение); Введение – 1-2 страницы: исходный замысел (актуальность, цель, задачи, назначение проекта) Глава 1. Обзор литературы, анализ предыдущих исследований на эту тему. Если работа исследовательская, то обязательно описать: объект, предмет исследования, методику. Описание исследования. Глава 2. Результаты исследования. Общие выводы или заключение. В заключении рекомендации и перспективы. Список использованной литературы. 4.2. Технические требования к ИП: Текст: выравнивание по ширине, шрифт Times New Roman, 14 пт, интервал 1-1,15. Поля: левое 3 см, правое 1,5 см, верхнее 2 см, нижнее 2 см. Нумерация страниц: снизу, по центру. На титульном листе не ставится. Оглавление. Приложения, в том числе таблицы, дополнительные материалы и другое оформляются в произвольной форме, удобной для понимания и усвоения информации. Приложения нумеруются в порядке их использования. Оформление работы не должно включать излишеств, в том числе: различных цветов текста, не относящихся к пониманию работы рисунков, больших и вычурных шрифтов и т. п. В тексте не допускается сокращение названий, наименований, за исключением общепринятых. Список литературы необходимо составлять по определенным правилам, в соответствии с требованиями ГОСТа. 4.3. Результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность. 4.4. Результатом (продуктом) проектной деятельности должен быть продукт. 4.5. К защите представляются: Папка ИП Паспорт ИП (см. Приложение) Текст работы Отзыв руководителя Презентация Текст публичного выступления Проектный продукт 5. На защите проекта обучающийся представляет свой реализованный проект по следующему (примерному) плану: Тема и краткое описание сути проекта. Актуальность проекта. Цель, задачи. Положительные эффекты от реализации проекта, которые получат как сам автор, так и другие люди. Ресурсы (материальные и нематериальные), которые были привлечены для реализации проекта, а также источники этих ресурсов. Ход реализации проекта. Общие выводы или заключение, где будут даны рекомендации и перспективы. Риски реализации проекта и сложности, которые обучающемуся удалось преодолеть в ходе его реализации. Возможные типы работ и формы их представления Тип проекта Практико - ориентированный, социальный Исследовательский Информационный Творческий Игровой или ролевой Цель проекта Решение практических задач Доказательство или опровержение какой-либо гипотезы Сбор информации о каком-либо объекте или явлении, анализ информации Привлечение интереса публики к проблеме проекта Представление опыта участия в решении проблемы проекта 6. Требования к процедуре проведения защиты проекта 6.1. Независимо от типа проекта его защита происходит публично: после заслушивания доклада (не более 10 минут), ответы на вопросы по теме проекта 5 минут. Соблюдение регламента свидетельствует о сформированности регулятивных навыков обучающегося. 6.2. Место защиты ИП - образовательная организация или выступление на Конференции. 6.3. Школа определяет график защиты ИП. График защиты ИП утверждается директором школы. 6.4. Школа создаёт школьную аттестационную комиссию. Состав комиссии от 3 до 7 человек. В комиссии должны присутствовать: представитель администрации, классный руководитель, педагог по соответствующему направлению. Состав комиссии должен подбираться с учётом предметных областей ИП. В комиссии могут присутствовать: представитель муниципальных органов образования, методических служб, представители Управляющего Совета учреждения, родительская общественность. 6.5. Аттестационная комиссия оценивает уровень ИП в соответствии с критериями. 6.6. Проект, получивший оценку «низкий уровень», возвращается ученику на доработку. Ученик дорабатывает ИП в течение недели, представляет к повторной защите. 6.9. Ученику, выступившему с проектом (исследовательской работой) успешно на муниципальном, региональном, всероссийском или международном уровне автоматически ставиться высший балл и от защиты в ОО он освобождается. 7. Критерии оценки итогового индивидуального проекта 7.1. Вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности делается на основе оценки всей совокупности основных элементов проекта (продукта и пояснительной записки, отзыва, презентации) по каждому из четырех критериев: 7.1.1. способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы ее решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов или обоснование, реализацию, апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения и т.п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий; 7.1.2. сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий; 7.1.3. сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях; 7.1.4. сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты, аргументированно ответить на вопросы. 7.2. Основные требования к инструментарию оценки сформированности универсальных учебных действий при процедуре защиты реализованного проекта: – оценке должна подвергаться не только защита реализованного проекта, но и динамика изменений, внесенных в проект от момента замысла (процедуры защиты проектной идеи) до воплощения; при этом должны учитываться целесообразность, уместность, полнота этих изменений, соотнесенные с сохранением исходного замысла проекта; – для оценки проектной работы должна быть создана экспертная комиссия, в которую должны обязательно входить педагоги и представители администрации образовательных организаций, где учатся дети, представители местного сообщества и тех сфер деятельности, в рамках которых выполняются проектные работы; – оценивание производится на основе критериальной модели (см. Приложение) 1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем Балл Критерий 1.1. Поиск, отбор и адекватное использование информации Работа содержит незначительный объем подходящей информации из ограниченного числа однотипных источников Работа содержит достаточный объем подходящей информации из однотипных источников Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников Критерий 1.2. Постановка проблемы Проблема сформулирована, но гипотеза отсутствует. План действий фрагментарный Проблема сформулирована, обоснована, выдвинута гипотеза (гипотезы), но план действий по доказательству/опровержению гипотезы не полный Проблема сформулирована, обоснована, выдвинута гипотеза (гипотезы), дан подробный план действий по доказательству/опровержению гипотезы 1 2 3 Балл 1 2 3 Балл Критерий 1.3. Актуальность и значимость темы проекта Актуальность темы проекта и её значимость для ученика обозначены фрагментарно на уровне утверждений Актуальность темы проекта и её значимость для ученика обозначены на уровне утверждений, приведены основания Актуальность темы проекта и её значимость раскрыты и обоснованы исчерпывающе, тема имеет актуальность и значимость не только для ученика, но и для школы, поселка. 1 2 3 Балл Критерий 1.4. Анализ хода работы, выводы и перспективы Анализ заменен кратким описанием хода и порядка работы Представлен развернутый обзор работы по достижению целей, заявленных в проекте Представлен исчерпывающий анализ ситуаций, складывавшихся в ходе работы, сделаны необходимые выводы, намечены перспективы работы 1 2 3 Балл Критерий 1.5. Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе Работа шаблонная. Автор проявил незначительный интерес к теме проекта, но не продемонстрировал самостоятельности в работе, не использовал возможности творческого подхода Работа самостоятельная, демонстрирующая серьезную заинтересованность автора, предпринята попытка представить личный взгляд на тему проекта, применены элементы творчества Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта 1 2 3 Балл Критерий 1.6. Полезность и востребованность продукта Проектный продукт полезен после доработки, круг лиц, которыми он может быть востребован, указан неявно Проектный продукт полезен, круг лиц, которыми он может быть востребован указан. Названы потенциальные потребители и области использования продукта. Продукт полезен. Указан круг лиц, которыми он будет востребован. Сформулированы рекомендации по использованию полученного продукта, спланированы действия по его продвижению 1 2 3 2. Сформированность предметных знаний и способов действий Балл Критерий 2.1. Соответствие выбранных способов работы цели и содержанию проекта Часть используемых способов работы не соответствует теме и цели проекта, цели могут быть до конца не достигнуты Использованные способы работы соответствуют теме и цели проекта, но являются недостаточными Способы работы достаточны и использованы уместно и эффективно, цели проекта достигнуты 1 Критерий 2.2. Глубина раскрытия темы проекта Балл Тема проекта раскрыта фрагментарно 1 2 Тема проекта раскрыта, автор показал знание темы в рамках школьной программы Тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы 2 3 3 Балл Критерий 2.3. Качество проектного продукта Проектный продукт не соответствует большинству требований качества 1 Продукт не полностью соответствует требованиям качества Продукт полностью соответствует требованиям качества 2 3 3. Сформированность регулятивных действий Балл Критерий 3.1. Соответствие требованиям оформления письменной части Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами, придать ей соответствующую структуру Письменная часть работы оформлена с опорой на установленные правилами порядок и четкую структуру, допущены незначительные ошибки в оформлении Работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами 1 2 3 Балл Критерий 3.2. Постановка цели, планирование путей ее достижения Цель сформулирована, обоснована, дан схематичный план ее достижения Цель сформулирована, обоснована, планирование деятельности соотносится с собственным жизненным опытом, задачи реализуются последовательно Цель сформулирована, четко обоснована, дан подробный план ее достижения, самостоятельно осуществляет контроль и коррекцию деятельности 1 2 3 Балл Критерий 3.3. Сценарий защиты (логика изложения), грамотное построение доклада Тема и содержание проекта раскрыты фрагментарно, дано сравнение ожидаемого и полученного результатов Тема и содержание проекта раскрыты, представлен развернутый обзор работы по достижению целей, заявленных в проекте Тема и содержание проекта раскрыты. Представлен анализ ситуаций, складывавшихся в ходе работы, сделаны необходимые выводы, намечены перспективы работы 1 2 3 4. Сформированность коммуникативных действий Критерий 4.1. Четкость и точность, убедительность и лаконичность Балл Содержание всех элементов выступления дают представление о проекте; присутствует культура речи, наблюдаются немотивированные отступления от заявленной темы в ходе выступления 1 Содержание всех элементов выступления дают представление о проекте; присутствует культура речи, немотивированные отступления от заявленной темы в ходе выступления отсутствуют Содержание всех элементов выступления дают представление о проекте; наблюдается правильность речи; точность письменной речи; четкость речи, лаконизм, немотивированные отступления от заявленной темы в ходе выступления отсутствуют 2 3 Балл Критерий 4.2. Умение осуществлять учебное сотрудничество в группе Работает в группе сверстников, оказывает взаимопомощь, задает вопросы, необходимые для организации собственной деятельности Работает в группе сверстников, оказывает взаимопомощь, выстраивает продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Может брать 1 2 инициативу на себя. Организует учебное сотрудничество со сверстниками и взрослыми, самостоятельно определяет цели и функции участников, успешно справляется с конфликтными ситуациями внутри группы 3 С целью определения степени самостоятельности учащегося в ходе выполнения проекта учитываются три уровня сформированности навыков проектной деятельности: 3 балла - повышенный уровень (ярко выраженные положительные стороны работы во всех ее составных частях) 2 балла - базовый уровень (имеют место) 1 балл - низкий уровень (отсутствуют). Итого 42 балла - максимальное число за всю содержательную часть проекта. Критерии оценки защиты проекта: № п/ п 1. Критерий Оценка (в баллах) Качество доклада 2. Качество ответов на вопросы 3. Использовани е демонстрационного материала 1 - доклад зачитывается 2 - доклад пересказывается, но не объяснена суть работы 3 - доклад пересказывается, суть работы объяснена 4 - кроме хорошего доклада, владение иллюстративным материалом 5 - доклад производит очень хорошее впечатление 1 - нет четкости ответов на большинство вопросов. Ответы на поставленные вопросы однословные, неуверенные. Автор не может защищать свою точку зрения 2 - ответы на большинство вопросов. Автор уверенно отвечает на поставленные вопросы, но не до конца обосновывает свою точку зрения 3 - ответы на все вопросы убедительно, аргументировано. Автор проявляет хорошее владение материалом, уверенно отвечает на поставленные вопросы, доказательно и развернуто обосновывает свою точку зрения 1 - представленный демонстрационный материал не используется в докладе. Средства наглядности, в т.ч. ТСО используются фрагментарно, не выдержаны основные требования к дизайну презентации 2 - представленный демонстрационный материал используется в докладе. Средства наглядности, в т.ч. ТСО используются, выдержаны основные требования к дизайну презентации, отсутствует логика подачи материала, нет согласованности между презентацией и текстом доклада 3 - представленный демонстрационный материал используется в докладе, информативен, автор свободно в нем ориентируется. Средства наглядности, в т.ч. ТСО используются, выдержаны основные требования к дизайну презентации, подача материала логична, презентация и текст доклада полностью согласованы 4. 5. Оформление демонстрационного материала Соблюдение регламента защиты (не более 5-7 мин.) и степень воздействия на аудиторию 1 - представлен плохо оформленный демонстрационный материал, 2 - демонстрационный материал хорошо оформлен, но есть отдельные претензии 3 - к демонстрационному материалу нет претензий 1 - материал изложен с учетом регламента, однако автору не удалось заинтересовать аудиторию 2- автору удалось вызвать интерес аудитории, но он вышел за рамки регламента 3 - втору удалось вызвать интерес аудитории и уложиться в регламент Итого максимальный балл за защиту индивидуального проекта составляет 17 баллов. Итоговый балл за содержание и защиту проекта – 59 баллов. Перевод в отметку: 50 – 59 баллов - отлично 40 – 49 баллов – хорошо 30 – 39 баллов – удовлетворительно 29 баллов и менее – неудовлетворительно В заключительно части делается вывод о том, достиг ли проект поставленных целей. Отметка за выполнение проекта выставляется в классном журнале и личном деле. Паспорт проекта (1 стр.) Название проекта _________________________________________________ __________________________________________________________________ Руководитель проекта _____________________________________________ Автор проекта ____________________________________________________ Учебная дисциплина ______________________________________________ Тип проекта ______________________________________________________ Цель работы ______________________________________________________ __________________________________________________________________ Задачи работы ____________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Вопрос проекта ___________________________________________________ Краткое содержание проекта_______________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Результат проекта (продукт) __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Реализация проекта (для 10 класса) _________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Физико-математическая школа №56 г. Улан-Удэ» Тема проекта Работа ученика 10 __ класса Ф.И.О. обучающегося Руководитель проекта Ф.И.О.______________________ ____________________________ ____________________________ Работа допущена к защите «_____» _______________ 202__ г. Подпись руководителя проекта ____________________(__________________) Итоговая оценка _______ / _______________ Председатель комиссии ________________ / ______________________ г. Улан-Удэ 20_____ г.