1. Общие положения 1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». 1.2. Действие настоящего положения распространяется на всех участников образовательных отношений и администрацию образовательной организации (далее — школы). 2. Цели, задачи, направления, принципы внутренней системы оценки качества образования 2.1. Цели ВСОКО: 2.1.1. повышение качества образования и эффективности работы педагогического коллектива по реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее — ФГОС ОО); 2.1.2. поддержка перехода школы от учебно-дисциплинарной к личностно ориентированной модели образования. 2.2. Задачи ВСОКО. Задачами ВСОКО являются: 2.2.1. предоставление информации участникам отношений в сфере образования об уровне освоения обучающимися, классом, школой образовательных программ или их частей; 2.2.2. оценка качества условий, в которых пребывают обучающиеся; 2.2.3. обеспечение принятия решений в области планирования развития и повышения эффективности деятельности школы; 2.2.4. выявление положительного педагогического опыта и профессиональных дефицитов у педагогических работников. 2.3. Предмет оценивания ВСОКО Предметами оценивания ВСОКО выступают: 2.3.1. качество преподавания в соответствии с ФГОС ОО; 2.3.2. профессиональная компетентность и деятельность педагогических работников; 2.3.3. удовлетворенность участников образовательных отношений качеством образовательной деятельности школы; 2.3.4. состояние образовательной среды школы; 2.3.5. взаимодействие с семьями обучающихся. 2.4. Принципы ВСОКО. ВСОКО построена на следующих принципах: 2.4.1. коллегиальность в процессе оценивания, обработке данных и интерпретации результатов; 2.4.2. сочетание оценки комиссии и самооценки педагогических работников; 2.4.3. открытость: результаты оценки доступны для обсуждения родительским и профессиональным сообществом, а также местному социуму; 2.4.4. валидность, надежность применяемого для оценивания инструментария; 2.4.5. критериально-уровневый подход в оценивании результатов образовательной деятельности; 2.4.6. простота в получении и обработке данных. 3. Методы оценивания 3.1. В рамках реализации ВСОКО предусмотрены основная и вспомогательная процедуры оценивания. 3.2. В ходе основной процедуры оценивания используются следующие методы: 3.2.1. наблюдение за качеством преподавания на уроке; 3.2.2. выполнение внутренних диагностических работ; 3.2.3. самооценивание педагогических работников; 3.2.4. анкетный опрос обучающихся и их родителей (законных представителей); 3.2.5. развивающая (индивидуальная) беседа члена администрации школы с педагогическим работником. 3.3. В ходе вспомогательной процедуры оценивания используются следующие методы: 3.3.1. интервьюирование родителей (законных представителей) обучающихся и педагогов; 3.3.2. сбор статистической информации; 3.3.3. измерение уровня развития мыслительной и мотивационной сферы обучающихся. 4. Инструментарий оценивания К инструментам оценивания в рамках ВСОКО относятся: 4.1. карта оценивания профессиональной деятельности педагогического работника (см. приложение 1); 4.2. технологическая карта анализа урока (см. приложение 2); 4.3. бланк самооценки педагога (см. приложение 3); 4.4. решение педагогического совета об утверждение «Приоритетных задач на новый учебный год»; 4.5. анкеты для опроса учащихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников; 4.6. диагностические работы; 4.7. психологический инструментарий. 4.8 критерии рейтинга ШМО (школьных методических объединений) (приложение 4) 5. Комиссия по оценке качества образования 5.1. Состав комиссии по оценке качества образования формируется на основании приказа директора школы из представителей администрации, педагогических работников и родительской общественности. 5.2. Сроки работы комиссии и порядок предоставления результатов работы комиссии устанавливаются приказом директора школы в начале нового учебного года (не позднее 10 сентября). 6. Использование результатов ВСОКО 6.1. Результаты ВСОКО могут быть использованы: — для материального и морального поощрения педагогических работников и администрации школы; — для предоставления работы школы и ее результатов профессиональному сообществу и социуму; — для публикаций в средствах массовой информации. 6.2. Результаты ВСОКО должны быть использованы: ⚫ при разработке и анализе выполнения программы развития школы; ⚫ при разработке и анализе результатов реализации образовательных программ; ⚫ при разработке и анализе результатов реализации планов работы школы и ее подразделений; ⚫ при подготовке отчета о результатах самообследования школы; ⚫ при самооценке педагогическими работниками своей профессиональной компетентности и деятельности; ⚫ при оценке администрацией школы профессиональной компетентности и деятельности педагогических работников. 7. Заключительные положения 7.1. Настоящее положение вступает в силу с момента подписания директором школы приказа о его утверждении. 7.2. Внесение поправок и изменений в положение производится директором школы с учетом мнения органов государственно-общественного управления школой и комиссии по оценке качества образования. 7.3. Настоящее положение действительно до принятия его новой редакции. Приложение 1 Карта оценивания профессиональной деятельности учителя начальныхклассов Ф.И.О. Должность Уровень образования Наличие квалификационной категории Последний год аттестации 1. Приоритетные задачи на учебный год: 1) … 2) … 2. Социальный портрет класса Количество родителей с высшим образованием (%) Количество детей группы риска (чел., %) Количество детей с ОВЗ по данным школьной службы сопровождения образовательного процесса (чел., %) 3. Предметное тестирование учителей ИКУ (исследование компетентности учителя) в МКУ ЦМРО г. Улан- Удэ (Если участия в диагностике не принимали, указываете «не участвовал(а)», если не хотите публиковать конкретные данные, можете указать «участник».) Предмет Первичный балл / процент выполнения заданий Год проведения 4. Ресурсы для профессионального развития Показатель Индикатор «участник», «не участвовал» или « место *» * Если есть место, то указывается уровень: Республика, город, РФ или сколько сценариев уроков принято для публикации в МЭШ. 4.1. Значимые мероприятия ВОШ (всероссийская олимпиада школьников) Конкурс детских проектных и исследовательских работ «Первые шаги в науку», «Шаг в будущее» Конкурс педагогического мастерства «Педагогическая мастерская“» (внутришкольный конкурс) Межпредметная Неделя Ломоносова (школьный проект) Проект «Пересекающиеся Параллели» (межрегиональный) Проект «Кадры ХХI века. Социальное партнерство в образовании» (Муниципальная инновационная площадка» Олимпиада «Нерпенок», «Миф» (муниципальный уровень) 4.2. Методическая и инновационная деятельность (в случае «+» указывается название и месяц, в случае отсутствия ставится «–») Тема методической или инновационной деятельности Форма представления результатов методической или инновационной деятельности: открытый урок/занятие/мероприятие (название), мастер-класс (название), публикация (название) и т.п. Формы повышения квалификации (курсы, образовательные стажировки, конференции и т.п. с указанием их наименования и проводящей мероприятие организации с указанием наименования и года/месяца участия) Используемое УМК Семинары 5. Удовлетворенность участников образовательных отношений Показатель Индикатор (уровень/баллы/средний балл по школе)*** *** Уровни: 1) критический — 0 баллов; 2) пограничный — 1 балл; 3) достаточный — 2 балла; 4) высокий —3 балла. %в классе (по максимуму положитель н о) 2 1 Средний % по шко ле Урове нь 3 5.1. Оценка учащихся Отношения в классе Психологический климат Критерии оценивания (понятные ребенку) Работа в группе, паре Самооценка, взаимооценка Работа на уроке с различными источниками информации Скука на уроках Вариативное домашнее задание Включенность в проверку домашнего задания на уроке Объем домашних заданий Помощь в выполнении домашних заданий Самые интересные Рейтинг предметов (укажите 2–3 самых интересных и неинтересных для учащихся предмета) предметы: Самые неинтересные предметы: 5.2. Родители Общая оценка ими качества образования Способы взаимодействия родителей с педагогами Уровень коммуникации с классным руководителем Участие родителей в школьной жизни Удовлетворенность родителей преподаванием предмета Удовлетворенность родителей по критерию «Безопасность» Рейтинг предметов (укажите 2–3 предмета, преподавание которых наиболее удовлетворяет или не удовлетворяет родителей) Удовлетворяет преподавание предметов: Не удовлетворяет преподавание предметов: 5.3. Классный руководитель Показатель Индикатор (количество) 4 Экскурсии и посещения музеев Посещение театров Проведенные праздники Другое 6. Учебные результаты учащихся Индикатор (количество) Показател ь 6.1. Итоги по учебному году учащиеся, обучающиеся на 5 учащиеся, обучающиеся на 4 и 5 Индикатор 6.2. Результаты независимых диагностических работ (по классу (школе, региону)) 6.2.1. Итоговые работы ВПР, ГИА предметы 6.3. Оценка экспертами посещенных уроков* *Указывается количество баллов и уровень. Данный показатель определяется на основании «Технологической карты оценки урока». Общий уровень оценки профессиональной деятельности: % Уровень * * Уровень опред еляетс я органи зацией , прово дивше й диагн остик у. Приложение 2 Технологическая карта анализа урока Дата Класс Учитель Тема урока № Критерии Дескрипто ры Балл ы 1 2 3 4 1 2 3 4 Целеполагание Проверка домашнего задания Наличие межпредметных связей Применение учителем на уроке активных педагогических технологий (например: Цель не поставлена 0 Цель декларативно поставлена учителем 1 Учащиеся включены в постановку цели 2 Проблемная постановка цели (проблемные вопросы, проблемные ситуации, загадки, групповое обсуждение того, что знали и хотели бы узнать еще) Нет такого этапа Домашнее задание сдается на проверку учителю без обсуждения с учащимися, или проверка д/з организована на уроке, но в процесс проверки вовлечено менее 50% учащихся Проверка домашнего задания организована на уроке, значительная часть учащихся вовлечена в процесс проверки Проверка домашнего задания организована на уроке, и все учащиеся полностью вовлечены в процесс его проверки Межпредметные связи отсутствуют Наличие ссылок или сравнение на применение изучаемого материала в других предметах 3 0 1 2 3 0 1 Связь полученных знаний с жизнью (абстрактно) 2 Связь полученных знаний с личным опытом ребенка 3 Активные педагогические технологии на уроке не применяются 0 Активные педагогические технологии применяются учителем на уроке частично 1 проектной, исследовательск ой, игровой, проблемной, ТРИЗ, дискуссионной, смешанного обучения и т.п.) 5 6 7 8 9 Применение учителем на уроке коллективных форм учебной деятельности Педагог создает условия для использования учащимися кроме учебника других источников информации (словари, справочники, наглядные пособия, таблицы, интернет и т.п.) Охват учащих ся, включе нных в изучение новой темы Оценивание работы учащихся на уроке (организация обратной связи = формирующее оценивание) Домашнее задание Активные педагогические технологии применяются учителем в течение всего урока 2 Не применяются 0 Группы (пары) и роли сформированы учителем, для учащегося нет ситуации выбора Учителем предоставлена ученикам возможность самостоятельного распределения по группам/парам Учащиеся используют учебник как основной источник информации Учителем созданы условия для использования учащимися различных источников информации В изучение новой темы включено менее 50% учащихся В изучение новой темы включены от 50 до 80% учащихся В изучение новой темы включены все учащиеся Не произошло на уроке или учитель объявляет оценки без комментариев Учитель объявляет оценки со своими комментариями Учитель организует оценивание по заранее определенным для учащихся четким критериям Учитель организует оценивание по заранееопределенным для учащихся четким критериям, включая самооценку и взаимооценку 1 2 0 2 0 1 3 0 1 2 3 Домашнее задание, единое для всех учащихся 0 Педагог предлагает ученикам вариативное домашнее задание 2 10 11 12 Самостоятель ная деятельность учащихся Характер педагогического общения на уроке Рефлексия Учитель только презентует материал (самостоятельная деятельность ученика практически отсутствует) Деятельность учителя в целом доминирует над самостоятельной деятельностью учащихся Самостоятельная деятельность учащихся в целом доминирует над самостоятельной деятельностью учителя Учитель выступает в роли модератора, координатора самостоятельной деятельности учащихся На уроке ощущается напряженная атмосфера, учащиеся выглядят скованными На уроке ощущается позитивная атмосфера доверия и сотрудничества Учитель завершает урок без его оценки со стороны учащихся Учитель предлагает учащимся оценить урок: «Что тебе запомнилось на уроке больше всего? Что нового (полезного) для себя узнал, чему новому научился? Что тебе показалось трудным на уроке? Почему?» Максимальное количество возможных баллов — 30 баллов.Уровни качества учебного занятия: недостаточный — менее 15 баллов; критический — от 15 до 20 баллов; оптимальный — от 20 до 25 баллов; высокий — более 25 баллов. Дополнительные комментарии, рекомендации эксперта: 0 1 2 3 0 2 0 2 Приложение 3 Бланк самооценки педагога 1. Какие задачи вы ставили перед собой в этом учебном году? 2. Оцените выполнение указанных задач. Задача Оценка (по пятибалльной шкале) №1 №2 … Свою оценку аргументируйте. Что удалось? Что не удалось? Почему? 3. Какие наиболее яркие события/достижения в вашей профессиональной деятельности в этом учебном году вы бы отметили? 4. Оцените свою удовлетворенность качеством преподаваемых вами уроков/занятий в этом учебном году по пятибалльной шкале Свою оценку аргументируйте. Что лучше всего удается? Какие сложности? Почему? 5. Оцените свою удовлетворенность характером взаимоотношенийс обучающимися по пятибалльной шкале ваших Свою оценку аргументируйте. Что лучше всего в этом плане удается? Какие встречаютсясложности? Почему? 6. Подумайте, какие 2−3 наиболее сильные стороны и 2−3 дефицитные точки (точкироста) имеются в вашей профессиональной деятельности. Сильные стороны Точки роста 7. Исходя из проведенной самооценки, сформулируйте 1−2 приоритетные задачи для вас на новый учебный год Приложение 4 Показатели рейтинга МО за учебный год МО руссове дов Аттестация педагогов (Подтвержде ние-3б, Прохождени е впервые-5 б) Итоги олимпиады ВОШ (участие в муниципаль ном этапе-2б за учащегося, 1 место-15 б, 2 место-13 б, 3 место-10б Итоги ВОШ Регион (участие в регионально м этапе-10 б за учащегося, 1 место-30 б, 2 место-25 б, 3 место-20б) Итоги НПК «Шаг в будущее», «Большие вызовы». (участие в муниципаль ном этапе-2б за учащегося, 1 место-15 б, 2 место-13 б, 3 место-10б участие в регионально м этапе-10 б МО математ ики МО естественн иков МО иностран ного языка МО истори ков МО МО началь техноло ных гии классов за учащегося, 1 место-30 б, 2 место-25 б, 3 место-20б) Участие в перечневых олимпиадах и НПК по линии КО и Минобр РБ. (1 место-5б, 2место-4б, 3 место-3б) Участие в Проекте «Пересекаю щиеся параллели» (участие -5б на МО одно мероприятие , Выступлени е-15б) Неделя Ломоносова (мероприяти е с отчетом7 б) Участие педагогов в семинарах (школьный уровень-8б, Городской уровень (для учителей своего предмета10б) Общегородс кой уровень(15б) Региональны й уровень20б. Участие в конкурсах учителей (школьный уровень-7бучастие, 1 место-15 б, 2 место-10б, 3 место-6б, Городской уровень (1 место 25 б, 2 место-20 б, 3 место-15 б) Региональны й уровень (призер-30б) КПК учителей (144 ч за 5 лет) 100% учителей10б, 80-99 %-8б Документац ия педагогов (Отсутствие замечаний и выговоров10б) за каждую четверть Сумма баллов за учебный уч.год ИТОГО