Пояснительная записка Разработанная программа проведения мониторинга основывается на подходах к оценке уровня сформированности учебной деятельности, обобщенных в работе А.Г. Асмолова (Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе / Учебное пособие / А.Г. Асмолов, М.: Просвещение, 2008). В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить, как совокупность способов действия, учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный. Цель мониторинга уровня сформированности УУД: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у обучающихся в условиях реализации федеральных государственных стандартов. Задачи мониторинга: 1. Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД; 2. Выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД; 3. Апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД; 4. Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД у обучающихся; 5. Обеспечение преемственности и единообразия в процедурах оценки качества результатов начального школьного образования и основного общего; 6. Разработка и апробация системы критериев и показателей уровня сформированности УУД у обучающихся. Объекты мониторинга: 1. Универсальные учебные действия школьников; 2. Психолого - педагогические условия обучения; 3. Педагогические технологии, используемые в каждом звене. Условия реализации программы мониторинга: банк диагностических методик, технологические карты, кадровый ресурс. Программа мониторинга представляет собой исследование, направленное на отслеживание индивидуальной динамики уровня сформированности УУД на каждой ступени основного образования. Области применения данных мониторинга: данные, полученные в ходе мониторинга, используются для оперативной коррекции учебно - воспитательного процесса. Система внутришкольного мониторинга образовательных достижений (личностных, метапредметных и предметных), основными составляющими которой являются материалы стартовой диагностики и материалы, фиксирующие текущие и промежуточные учебные и личностные достижения, позволяет достаточно полно и всесторонне оценивать как динамику формирования отдельных личностных качеств, так и динамику овладения метапредметными действиями и предметным содержанием. Внутришкольный мониторинг образовательных достижений ведѐтся заместителями директора по УВР и ВР, педагогами-психологами и классными руководителями и фиксируется с помощью оценочных листов и аналитических справок. Система критериев и показателей уровня сформированности УУД. Критериями оценки сформированности универсальных учебных действий у обучающихся выступают: 1. соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям; 2. соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям; 3. сформированность учебной деятельности у учащихся, отражающая уровень развития метапредметных действий, выполняющих функцию управления познавательной деятельностью учащихся. Возрастно-психологические нормативы формулируются для каждого из видов УУД с учетом стадиальности их развития. Методы сбора информации: анкетирование; тестирование; наблюдение; беседа. Обоснование выбора диагностического инструментария. Выбор диагностического инструментария основывался на следующих критериях: – показательность конкретного вида УУД для общей характеристики уровня развития личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД; – учет системного характера видов УУД; – учет возрастной специфики сформированности видов УУД. Требования к методам, инструментарию и организации оценивания уровня развития универсальных учебных действий: адекватность методик целям и задачам исследования; теоретическая обоснованность диагностической направленности методик; адекватность методов (процедур, содержания конкретных заданий и уровня их сложности) возрастным и социокультурным особенностям оцениваемых групп, учащихся; валидность и надежность применяемых методик; профессиональная компетентность лиц, осуществляющих обследование, обработку и интерпретацию результатов; этические стандарты деятельности. Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать: 1) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов; 2) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; 3) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; 4) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 5) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; 6) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; 7) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; Регулятивные УУД на этапе освоения основной образовательной программы должны отражать: 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; 5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Познавательные УУД на этапе освоения основной образовательной программы должны отражать: 1) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 2) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 3) смысловое чтение. Коммуникативные УУД на этапе освоения основной образовательной программы должны отражать: 1) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 2) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 3) формирование и развитие компетентности в области использования информационно коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); 4) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Ожидаемые результаты реализации «Программы мониторинга изучения уровня сформированности универсальных учебных действий»: 1. Гармоничное развитие учащихся, способных к дальнейшему развитию своего личностного, физического, интеллектуального потенциала; Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основных блока: – самоопределение — сформированность внутренней позиции обучающегося - принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности; – смыслоообразование — поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва; – морально-этическая ориентация — знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации — учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения. Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающегося указанных выше регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся: – способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении; – умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников; – умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач; – способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям; – умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий. 2. Успешная адаптация учащихся в учебно-воспитательном процессе. 3. Успешная адаптация и социализация выпускников школы. Мониторинг изучения уровня сформированности универсальных учебных действий учащихся № Название методики, Цель автор Оцениваемые УУД Возраст участников Личностные, познавательные коммуникативные, регулятивные УУД 1 Все виды Диагностика УУД на Определение уровня основе наблюдений общего учителей предметников сформированности 1-11 класс УУД Личностные универсальные учебные действия 1 Методика «Лесенка» Выявление уровня Самоопределение развития самооценки 2 Определение тревожности Филлипса 3 Шкала семейной Определение гибкости и внутрисемейных сплоченности коммуникаций (FACES-5, Д.X.Олсон, Дж.Портнер, И.Лави, в адаптации М.Перри); Владение навыками 7-11 класс конструктивного детскородительского общения, взаимодействия 4 Опросник «Чувства к Определение школе» эмоционального самочувствия Формирование осознанного, 10 класс уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку 5 Методика диагностики тревожности Прихожан) уровня Изучение уровня Личностные Тест тревожности 1-4 класс 4-6 класс Определение Формирование 10 класс уровня уровня тревожности коммуникативной (А. компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; Регулятивные универсальные учебные действия 1 «Оценка уровня Выявление школьной мотивации мотивационных «Лускановой» предпочтений учебной деятельности Действие 1-4 класс смыслообразования, в направленное на установление смысла учебной деятельности для учащегося. 2 Опросник способов Измерение копинга совладания (R.Lazarus и S.Folkman (WOCQ)). 3 Анкета «Саморегуляция» (Разработана на основе опросника «Саморегуляция» А.К. Осницкого) 4 Стратегии совладания Определение Целеполагание, сформированности планирование, и обеспеченности коррекция отдельных звеньев регуляции, самоорганизации Экспресс-методика Изучение исследования учения доминирующих мотивов учения (М.В. Матюхиной) оценка, 7-11 класс 10 – классы 11 мотивов Умение самостоятельно 10 класс определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности Познавательные универсальные учебные действия 1 «Запомни и расставь Определение уровня Память, внимание, мышление, 1-4 классы точки» методика развития воображение Немова; познавательных Методика «10 слов» способностей Лурия; Беседа на кругозор 2 общий Методика ШТУР - Измерение Школьный тест интегрального умственного развития показателя сформированности общих познавательных способностей учащихся, характеристика сформированности познавательных способностей, лежащих в основе дальнейшего обучения, познавательной адаптации субъекта в мире в целом. Умение определять понятия, 7-11 создавать обобщения, классы устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы Коммуникативные универсальные учебные действия 1 Методика диагностики самоконтроля в общении Снайдер) Изучение уровня Умение адекватно 10 – 11 коммуникативного оценивать собственное классы поведение; владение контроля навыками конструктивного (М. общения, взаимодействия 2 Шкала семейной Определение гибкости и внутрисемейных сплоченности коммуникаций (FACES-5, Д.X.Олсон, Дж.Портнер, И.Лави, в адаптации М.Перри); Владение навыками 7-11 конструктивного детско- класс родительского общения, взаимодействия 3 Социометрия Морено Умение организовывать 5-8 класс учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками; работать индивидуально и в группе Дж. Изучение внутригрупповых связей и иерархии в классных коллективах