Программа по УУД ФМШ №56

Пояснительная записка
Разработанная программа проведения мониторинга основывается на подходах к
оценке уровня сформированности учебной деятельности, обобщенных в работе А.Г.
Асмолова (Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе /
Учебное пособие / А.Г. Асмолов, М.: Просвещение, 2008).
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение
учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем
сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении
этот термин можно определить, как совокупность способов действия, учащегося (а также
связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение
новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих
ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:
1) личностный;
2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
3) познавательный;
4) коммуникативный.
Цель мониторинга уровня сформированности УУД: получение объективной информации
о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у
обучающихся в условиях реализации федеральных государственных стандартов.
Задачи мониторинга:
1. Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД;
2. Выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД;
3. Апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД;
4. Формирование банка методических материалов для организации и проведения
мониторинга уровня сформированности УУД у обучающихся;
5. Обеспечение преемственности и единообразия в процедурах оценки качества результатов
начального школьного образования и основного общего;
6. Разработка и апробация системы критериев и показателей уровня сформированности
УУД у обучающихся.
Объекты мониторинга:
1. Универсальные учебные действия школьников;
2. Психолого - педагогические условия обучения;
3. Педагогические технологии, используемые в каждом звене.
Условия реализации программы мониторинга: банк диагностических методик,
технологические карты, кадровый ресурс.
Программа мониторинга представляет собой исследование, направленное на
отслеживание индивидуальной динамики уровня сформированности УУД на каждой
ступени основного образования.
Области применения данных мониторинга: данные, полученные в ходе
мониторинга, используются для оперативной коррекции учебно - воспитательного

процесса.
Система внутришкольного мониторинга образовательных достижений
(личностных, метапредметных и предметных), основными составляющими которой
являются материалы стартовой диагностики и материалы, фиксирующие текущие и
промежуточные учебные и личностные достижения, позволяет достаточно полно и
всесторонне оценивать как динамику формирования отдельных личностных качеств, так и
динамику овладения метапредметными действиями и предметным содержанием.
Внутришкольный мониторинг образовательных достижений ведѐтся заместителями
директора по УВР и ВР, педагогами-психологами и классными руководителями и
фиксируется с помощью оценочных листов и аналитических справок.
Система критериев и показателей уровня сформированности УУД.
Критериями оценки сформированности универсальных учебных действий у обучающихся
выступают:
1. соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
2. соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям;
3. сформированность учебной деятельности у учащихся, отражающая уровень развития
метапредметных действий, выполняющих функцию управления познавательной
деятельностью учащихся.
Возрастно-психологические нормативы формулируются для каждого из видов УУД
с учетом стадиальности их развития.
Методы сбора информации:
 анкетирование;
 тестирование;
 наблюдение;
 беседа.
Обоснование выбора диагностического инструментария.
Выбор диагностического инструментария основывался на следующих критериях:
– показательность конкретного вида УУД для общей характеристики уровня развития
личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД;
– учет системного характера видов УУД;
– учет возрастной специфики сформированности видов УУД.
Требования к методам, инструментарию и организации оценивания уровня развития
универсальных учебных действий:
адекватность методик целям и задачам исследования;
теоретическая обоснованность диагностической направленности методик;
адекватность методов (процедур, содержания конкретных заданий и уровня их сложности)
возрастным и социокультурным особенностям оцениваемых групп, учащихся; валидность
и надежность применяемых методик;
профессиональная компетентность лиц, осуществляющих обследование, обработку и
интерпретацию результатов;
этические стандарты деятельности.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны
отражать:

1) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с
учетом устойчивых познавательных интересов;
2) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
3) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
4) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
5) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности;
6) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
7) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
Регулятивные УУД на этапе освоения основной образовательной программы должны
отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии
с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные УУД на этапе освоения основной образовательной программы должны
отражать:

1) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
2) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
3) смысловое чтение.
Коммуникативные УУД на этапе освоения основной образовательной программы должны
отражать:
1) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
2) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
3) формирование и развитие компетентности в области использования информационно
коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции);
4) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Ожидаемые результаты реализации
«Программы мониторинга изучения уровня сформированности универсальных учебных
действий»:
1. Гармоничное развитие учащихся, способных к дальнейшему развитию своего
личностного, физического, интеллектуального потенциала; Основным объектом оценки
личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий,
включаемых в следующие три основных блока:
– самоопределение — сформированность внутренней позиции обучающегося - принятие и
освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской
гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю
и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности
адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей
личности;
– смыслоообразование — поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для
себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и
социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю»,
«незнания» и стремления к преодолению этого разрыва;
– морально-этическая ориентация — знание основных моральных норм и ориентация на их
выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной

децентрации — учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при
её разрешении; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов
морального поведения.
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у
обучающегося указанных выше регулятивных, коммуникативных и познавательных
универсальных действий, т. е. таких умственных действий обучающихся, которые
направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним
относятся:
– способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи;
самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение
планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и
оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта
характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
– умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной
информации из различных информационных источников;
– умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых
объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
– способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к
известным понятиям;
– умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем,
принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
2. Успешная адаптация учащихся в учебно-воспитательном процессе.
3. Успешная адаптация и социализация выпускников школы.

Мониторинг изучения уровня сформированности
универсальных учебных действий учащихся
№

Название методики, Цель
автор

Оцениваемые УУД

Возраст
участников

Личностные, познавательные коммуникативные, регулятивные УУД
1

Все виды
Диагностика УУД на Определение
уровня
основе
наблюдений общего
учителей предметников сформированности

1-11 класс

УУД
Личностные универсальные учебные действия
1

Методика «Лесенка»

Выявление уровня Самоопределение
развития
самооценки

2

Определение
тревожности
Филлипса

3

Шкала
семейной Определение
гибкости
и внутрисемейных
сплоченности
коммуникаций
(FACES-5, Д.X.Олсон,
Дж.Портнер, И.Лави,
в
адаптации
М.Перри);

Владение
навыками 7-11 класс
конструктивного
детскородительского общения,
взаимодействия

4

Опросник «Чувства к Определение
школе»
эмоционального
самочувствия

Формирование осознанного, 10 класс
уважительного
и
доброжелательного
отношения
к
другому
человеку

5

Методика
диагностики
тревожности
Прихожан)

уровня Изучение
уровня Личностные
Тест тревожности

1-4 класс

4-6 класс

Определение
Формирование
10 класс
уровня уровня тревожности коммуникативной
(А.
компетентности в общении и
сотрудничестве со
сверстниками, взрослыми в
процессе
образовательной,
общественно
полезной,
учебно-исследовательской,
творческой и других видов
деятельности;

Регулятивные универсальные учебные действия
1

«Оценка
уровня Выявление
школьной мотивации мотивационных
«Лускановой»
предпочтений
учебной
деятельности

Действие
1-4 класс
смыслообразования,
в направленное
на
установление смысла учебной
деятельности для учащегося.

2

Опросник способов Измерение копинга
совладания (R.Lazarus
и S.Folkman (WOCQ)).

3

Анкета
«Саморегуляция»
(Разработана
на
основе
опросника
«Саморегуляция»
А.К. Осницкого)

4

Стратегии совладания

Определение
Целеполагание,
сформированности планирование,
и обеспеченности коррекция
отдельных звеньев
регуляции,
самоорганизации

Экспресс-методика
Изучение
исследования
учения
доминирующих
мотивов учения (М.В.
Матюхиной)

оценка,

7-11 класс

10 –
классы

11

мотивов Умение
самостоятельно 10 класс
определять
цели
своего
обучения,
ставить
и
формулировать для
себя новые задачи в учебе и
познавательной деятельности

Познавательные универсальные учебные действия
1

«Запомни и расставь Определение уровня Память, внимание, мышление, 1-4 классы
точки»
методика развития
воображение
Немова;
познавательных
Методика «10 слов» способностей
Лурия;
Беседа
на
кругозор

2

общий

Методика ШТУР - Измерение
Школьный
тест интегрального
умственного развития показателя
сформированности
общих
познавательных
способностей
учащихся,
характеристика
сформированности
познавательных
способностей,
лежащих в основе
дальнейшего
обучения,
познавательной
адаптации субъекта
в мире в целом.

Умение определять понятия, 7-11
создавать
обобщения, классы
устанавливать аналогии,
классифицировать,
самостоятельно
выбирать
основания и критерии для
классификации,
устанавливать
причинноследственные связи, строить
логическое
рассуждение,
умозаключение (индуктивное,
дедуктивное и по аналогии) и
делать выводы

Коммуникативные универсальные учебные действия
1

Методика
диагностики
самоконтроля в
общении
Снайдер)

Изучение
уровня Умение
адекватно 10 – 11
коммуникативного
оценивать
собственное классы
поведение;
владение
контроля
навыками конструктивного
(М.
общения,
взаимодействия

2

Шкала
семейной Определение
гибкости
и внутрисемейных
сплоченности
коммуникаций
(FACES-5,
Д.X.Олсон,
Дж.Портнер, И.Лави,
в
адаптации
М.Перри);

Владение
навыками 7-11
конструктивного детско- класс
родительского общения,
взаимодействия

3

Социометрия
Морено

Умение
организовывать 5-8 класс
учебное сотрудничество и
совместную деятельность
со сверстниками; работать
индивидуально и в группе

Дж. Изучение
внутригрупповых связей и
иерархии в классных
коллективах


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 24.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012)42-72-55

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».