Учебный план для 5 кл на 2022-2023 уч.г. ФМШ №56

Пояснительная записка к учебному плану 5-х классов
в соответствии с ФГОС ООО на 2022-2023 уч. год
Учебный план разработан в соответствии со следующими документами:

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от
29.12.2012 "(в действующей редакции);

Закон Республики Бурятия от 13.12.2013г. № 240 -V «Об образовании в Республике
Бурятия»;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
31.05.2021 № 287
3. Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования», утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской федерации от 20.05.2020 № 254 (с изм. от 23.12.2020 № 766).
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности
для человека факторов среды обитания».
6. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115.
7. Приказ Министерства просвещения РФ 11 декабря 2020 г. № 712 «О внесении изменений
в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования
по вопросам воспитания обучающихся»;
8. Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ ФМШ №56

Основными целями учебного плана 5-х классов являются:

- овладение обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами
деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной);
умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде; поддерживать и
укреплять свое здоровье и физическую культуру;
- формирование у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и
нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой
деятельности;
- формирование системы знаний, умений и способов деятельности по базовым предметам не
ниже государственных образовательных стандартов, определяющих степень готовности
обучающихся к дальнейшему обучению; развитие элементарных навыков самообразования,
контроля и самооценки.
В учебном плане представлены все основные предметные области, что позволяет заложить
фундамент общеобразовательной подготовки обучающихся.
Основными задачами учебного плана являются:
 обеспечение выполнения федерального государственного стандарта образования;
 соблюдение Федеральных государственных образовательных стандартов;
 сохранение целостности каждой системы обучения;
 обеспечение реализации интересов и потребностей обучающихся и их родителей
(законных представителей);
 сохранение и укрепление физического и психического здоровья и безопасности
обучающихся, обеспечение их эмоционального благополучия;
 развитие творческих способностей школьников с учетом их индивидуальных
особенностей, сохранение и поддержка индивидуальности каждого ребенка;
 формирование у школьников основ теоретического и практического мышления и
сознания, опыт осуществления различных видов деятельности;
 создание педагогических условий, обеспечивающих не только успешное образование
на данной ступени, но и широкий перенос средств, освоенных в начальной школе, на
следующие ступени образования и во внешкольную практику;
 помочь школьникам овладеть основами грамотности в различных ее проявлениях
(учебной, двигательной, духовно-нравственной, социально-гражданской, визуальнохудожественной, языковой, математической, естественнонаучной, технологической);
 дать каждому ребенку опыт и средства ощущать себя субъектом отношений с
людьми, с миром и с собой, способным к самореализации в образовательных и других
видах деятельности.
Календарный учебный график
Режим работы основной общей школы осуществляется по 5-дневной учебной неделе.
Продолжительность учебного года для классов составляет 34 учебных недели,
продолжительность урока составляет 45 минут.
Сроки усвоения образовательных программ:
- начального общего образования – четыре года;
- основного общего – пять лет;
- полного общего – два года.
Начало учебного года-01.09.2022 г. Окончание - 26 мая 2023 г.
Продолжительность учебного года: 1кл - 33 недели, 2-4 кл, 5-9, 10-11 классы - 34 недели.

Всего 168 учебных дня, 105 дней каникулы, выходные и праздники.
Продолжительность учебных периодов:
1 четверть:
Осенние каникулы с 29 октября 2022г по 6 ноября 202 г. Продолжительность осенних
каникул составит 9 дней.
2 четверть:
Зимние каникулы с 28 декабря 2022 г. по 8 января 2023 г. Продолжительность зимних
каникул составит 12 дней.
3 четверть:
Весенние каникулы с 25 марта 2023 г. по 2 апреля 2023 г. Продолжительность весенних
каникул составит 9 дней.
Дополнительные каникулы для 1 классов с 13 по 19 февраля 2023 г.
4 четверть:
Летние каникулы с 27 мая 2023 г.
Итоговая государственная аттестация проводится согласно расписанию ГИА в 2023 г.
Домашние задания даются обучающимся с учетом возможности их выполнения в
следующих пределах:
- в 5-6-х классах до 2,5 часов;
- в 7-9-х до 3 часов;
- в 10-х классах до 3,5 часов
Сроки, формы промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация обучающихся проводится в соответствии с локальным
актом «Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся» с Приказами и инструктивными письмами
Министерства образования и науки РФ по итогам учебного года в сроки, установленные
календарным учебным графиком школы.
В 5 классах система аттестации достижений обучающихся – промежуточная, по
четвертям в форме выведения на основе текущих отметок, отметок за четверть, годовых и
итоговых. Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Федеральным законом
РФ от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным
государственным образовательным стандартом, Уставом школы, Положением о системе
оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной
программы ООО.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится с целью получения объективной
оценки усвоения обучающимися образовательных программ каждого года обучения в
общеобразовательной организации, за степень усвоения обучающимися Федерального
государственного образовательного стандарта, определенного образовательной программой
в рамках учебного года и курса в целом.
Периодами промежуточной аттестации во 5 классах являются четверти.
Система оценки образовательных достижений обучающихся является основой
промежуточной и итоговой аттестации, внутреннего мониторинга и мониторинговых
исследований разного уровня, включает процедуры внутренней и внешней оценки:
Внутренняя оценка:
 входной (стартовый) контроль
 текущий контроль (за 1 полугодие)
 итоговый контроль
 административный контроль на межпредметной основе в форме контрольных срезов
и комплексных работ образовательных достижений

Внешняя оценка:
 Всероссийские проверочные работы
 Мониторинговые исследования муниципального, регионального, федерального
уровней.
Сроки промежуточной аттестации: входной контроль - сентябрь, полугодовой
контроль - декабрь, итоговый контроль – май.
Основные формы промежуточной аттестации:
Класс

Предмет

Форма промежуточной аттестации

5 кл

Русский язык
литература
государственный язык республики
Российской Федерации (бурятский
язык)
иностранный язык (англ. яз.)
математика
история
биология
изобразительное искусство
музыка
технология
физическая культура
Логика
Занимательная математика
Финансовая грамотность

Диктант с грамматическим заданием
Тестовая работа
Тестовая работа
Контрольная работа
Контрольная работа
Контрольная работа
Контрольный тест
Творческая работа
Практическая работа
Сдача нормативов
Зачет
Зачет
Тестовая работа

Освоение образовательных программ основного общего, среднего общего образования
завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников. Государственная итоговая
аттестация выпускников 9-х и 11-х классов школы осуществляется в соответствии с Законом
РФ «Об образовании в Российской Федерации», Порядком проведения государственной
итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования и
среднего общего образования.
Учебный план для обучающихся включает две части: обязательную и формируемую
участниками образовательных отношений. Количество часов, отведенных на освоение
обучающимися учебного плана общеобразовательной организации, состоящего из
обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, в
совокупности не превышает величину допустимой недельной образовательной нагрузки.
Обязательная часть учебного плана определяет состав обязательных учебных
предметов для реализации основной образовательной программы основного общего
образования, отражает содержание образования, которое обеспечивает решение важнейших
целей современного основного образования: формирование гражданской идентичности
школьников, их приобщение к общекультурным и национальным ценностям,
информационным технологиям, готовность к продолжению образования в старшей школе,
формирование здорового образа жизни, знаний поведения в экстремальных ситуациях,
личностного развития обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
Наполняемость обязательной части определена составом учебных предметов обязательных
предметных областей.
Русский язык и литература

русский язык
литература

Родной язык и родная литература

бурятский язык как государственный
родная литература

Иностранные языки

иностранный язык (англ. яз.)

Математика и информатика

математика
информатика

Общественно-научные предметы

история
обществознание
география

Естественнонаучные предметы

физика
химия
биология

Искусство

изобразительное искусство
музыка

Технология

технология

Физическая культура и основы
безопасности жизнедеятельности

основы безопасности жизнедеятельности
физическая культура

Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Логика
Занимательная математика
Финансовая грамотность

В государственных и муниципальных образовательных организациях, расположенных
на территории республики Российской Федерации, может вводиться изучение
государственных языков республик Российской Федерации в соответствии с
законодательством республик Российской Федерации. В учебном плане для 5 класса введено
изучение бурятского языка как государственного, с учетом деления на подгруппы.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Формируемая часть учебного плана ориентирована на специфику образовательного
учреждения (физико-математическое направление) и запросы участников образовательного
процесса.
В 5 классах введен предмет «Логика», 1 ч. Программа направлена на развитие
интеллектуальных способностей и интуиции при решении нестандартных задач. Изучение
логики позволит учащимся научиться мыслить последовательно, судить доказательно,
строить гипотезы и опровергать неправильные выводы, а также усвоить универсальные
приемы получения знаний. Реализует потребность развития пространственного и
логического мышления. Курс способствует формированию связей между предметными
областями: математикой и информатикой, математикой и историей, информатика и
историей, логикой и литературой, логика и математикой.
Курс «Занимательная математика» нацелен для развития математического
образования. Курс расширяет базовую программу по математике, не нарушая её
целостности. Содержание курса позволяет ученику любого уровня включиться в учебнопознавательный процесс и максимально проявить себя.
Предметная область «Технология» реализует Стандарт и Концепцию преподавания
предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации,

реализующих основные общеобразовательные программы. Концепция определяет новое
содержание предмета: формирование технологической культуры и культуры труда;
проектного, инженерного, технологического мышления обучающегося, соответствующего
актуальному технологическому укладу; овладение методами исследовательской и проектной
деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического
оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда; формирование культуры
по работе с информацией, необходимой для решения учебных задач, и приобретение
необходимых компетенций (например, поиск различными способами, верификация, анализ,
синтез); формирование представлений о развитии мира профессий, связанных с изучаемыми
технологиями, для осознанного выбора собственной траектории развития и др. Изучение в
соответствии с новым содержанием предметной области «Технологии» будет вводится
постепенно, начиная с 5 класса. Реализация Концепции преподавания предметной области
«Технология» в полном объеме должна осуществиться к 2024 г. в процессе планомерного
перехода. Новая образовательная модель позволит внедрить современное содержание
предметной области «Технология» в рамках основного общего образования.
Курс «Финансовой грамотности» направлен на формирование у учащихся
комплексного представления о месте человека как потребителя в экономической и
социальной системе общества; об источниках финансовой информации; о способах решения
экономических в том числе финансовых проблем; о роли и функционировании системы
защиты прав потребителей.
Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
(ОДНКНР) является обязательной в структуре учебного плана образовательной
организации. Предметная область реализуется через включение тем в рабочие программы
учебных предметов, курсов, дисциплин других предметных областей (ИЗО, литература,
обществознание, музыка, бурятский язык).
С 2023-2024 уч. года предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов
России» будет вводится поэтапно как отдельный предмет.
Недельный учебный план (пятидневная учебная неделя)
Предметные
области
Русский язык и
литература
Родной язык и
родная
литература
Иностранные
языки
Математика и
информатика
Общественнонаучные
предметы
Естественнонау
чные предметы
Искусство

Технология
Физическая
культура и
основы

Учебные предметы
русский язык
литература
Бурятский язык как
государственный
родная литература
иностранный язык
(англ. яз.)
математика
информатика
история
обществознание
география
физика
химия
биология
изобразительное
искусство
музыка
технология
основы безопасности
жизнедеятельности
физическая культура

5м
5
3
1

3

5а

1

5
3
2

3

3

5б

2

5
3
2

3

3

5в

2

5
3
2

3

3

5г

2

5
3
2

3

3

5д

2

5
3
2

3

3

5з

2

5
3
2

3

3

5е

2

5
3
1

1

3

3

3

5

5

5

5

5

5

5

5

2

2

2

2

2

2

2

2

1
1

1
1

1
1

1
1

1
1

1
1

1
1

1
1

1
2

1
2

1
2

1
2

1
2

1
2

1
2

1
2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

безопасности
жизнедеятельно
сти
26
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений
Логика

1

Занимательная математика

1

Финансовая грамотность

1

итого

29

допустимая нагрузка
внеурочная деятельность

29
10

6

27

7

1

27

7

1

27

7

1

27

7

1

27

7

1

27

7

26

6

1
2

1
6

29
29
10

1
7

29
29
10

1
7

29
29
10

1
7

29
29
10

1
7

29
29
10

1
7

29
29
10

1
7

29

6

29
10

Содержание плана внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов
освоения программы основного общего образования с учетом выбора участниками
образовательных отношений курсов внеурочной деятельности из перечня, предлагаемых
МАОУ ФМШ №56.
Количество часов, выделяемых на внеурочную деятельность, составляет за 5 лет
обучения на этапе основной школы не более 1750 часов, в год – не более 350 часов.
Величина недельной образовательной нагрузки (количество занятий), реализуемой
через внеурочную деятельность, определяется за пределами количества часов, отведенных
на освоение обучающимися учебного плана, но не более 10 часов. Для недопущения
перегрузки обучающихся допускается перенос образовательной нагрузки, реализуемой через
внеурочную деятельность, на периоды каникул, но не более 1/2 количества часов.
Внеурочная деятельность в каникулярное время может реализовываться в рамках
тематических программ (лагерь с дневным пребыванием на базе общеобразовательной
организации или на базе загородных детских центров, в походах, поездках и т. д.).
При этом расходы времени на отдельные направления плана внеурочной
деятельности могут отличаться:
‒ на деятельность ученических сообществ и воспитательные мероприятия
целесообразно еженедельно предусмотреть от 2 до 3 часов, при этом при подготовке и
проведении коллективных дел масштаба ученического коллектива или общешкольных
мероприятий за 1–2 недели может быть использовано до 20 часов (бюджет времени,
отведенного на реализацию плана внеурочной деятельности);
‒ на внеурочную деятельность по учебным предметам еженедельно – от 1 до 2 часов,
‒ на организационное обеспечение учебной деятельности еженедельно – до 1 часа,
‒ на осуществление педагогической поддержки социализации обучающихся
еженедельно – от 1 до 2 часов,
‒ на обеспечение благополучия школьника еженедельно – от 1 до 2 часов.
В зависимости от задач на каждом этапе реализации образовательной программы
количество часов, отводимых на внеурочную деятельность, может изменяться.
Организация жизни ученических сообществ является важной составляющей
внеурочной деятельности, направлена на формирование у школьников российской
гражданской идентичности и таких компетенций, как:
 компетенции конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе
с учетом правовых норм, установленных российским законодательством;
 социальная самоидентификация обучающихся посредством личностно значимой и
общественно приемлемой деятельности, приобретение знаний социальных ролях человека;
 компетенции в сфере общественной самоорганизации, участия в общественно
значимой совместной деятельности.
Организация жизни ученических сообществ может происходить:


в рамках внеурочной деятельности в ученическом классе, общешкольной
внеурочной деятельности, в сфере школьного ученического самоуправления, участия в
детско-юношеских общественных объединениях, созданных в школе и за ее пределами;

через приобщение обучающихся к общественной деятельности и школьным
традициям, участие обучающихся в деятельности производственных, творческих
объединений, благотворительных организаций;

через участие в экологическом просвещении сверстников, родителей,
населения, в благоустройстве школы, класса, сельского поселения, города, в ходе
партнерства с общественными организациями и объединениями.
Цели и планируемые результаты внеурочной деятельности
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
основного общего образования внеурочная деятельность, как и учебная деятельность на
уроке, направлена на решение задач воспитания и социализации учащихся.
Внеурочная деятельность – это образовательная деятельность, осуществляемая в
формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение школьниками
личностных, метапредметных и предметных результатов.
Внеурочная деятельность направлена на:
1)
создание условий для развития личности ребёнка, развитие его мотивации к
познанию и творчеству;
2)
приобщение обучающихся к общечеловеческим и национальным ценностям и
традициям (включая региональные социально-культурные особенности);
3)
профилактику асоциального поведения;
4)
создание условий для социального, культурного и профессионального
самоопределения, творческой самореализации школьника, его интеграции в систему
отечественной и мировой культуры;
5)
обеспечение целостности процесса психического и физического, умственного
и духовного развития личности обучающегося;
6)
развитие взаимодействия педагогов с семьями обучающихся.
Цель организации внеурочной деятельности – обеспечение достижения
планируемых результатов Стандарта: создание условий для становления и развития
личности обучающихся, формирования их общей культуры, духовно-нравственного,
гражданского, социального, интеллектуального развития, самосовершенствования,
обеспечивающего их социальную успешность, развития творческих способностей,
сохранения и укрепления здоровья. Таким образом, основной целью организации
внеурочной деятельности школы является формирование ключевых компетенций учащихся:
информационной, коммуникативной, проблемной, кооперативной или компетенции по
работе в сотрудничестве.
Результат внеурочной деятельности - развитие - на основе освоения универсальных
учебных действий, познания и освоения мира – личности обучающегося, его активной
учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и
непрерывному образованию.
При реализации внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации,
дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных
образовательных технологий образовательные организации могут организовывать
деятельность обучающихся с использованием:

образовательных технологий (мастер-классы, развивающие занятия, консультации,
тренировки, тематические классные часы, конференции и другие активности, проводимые в
режиме реального времени при помощи телекоммуникационных систем);

возможностей электронного обучения (формирование подборок образовательных,
просветительских и развивающих материалов, онлайн-тренажеров, представленных на сайте
Министерства просвещения Российской Федерации по адресу https://edu.gov.ru/distance для
самостоятельного использования обучающимися);


бесплатных интернет-ресурсов, сайтов учреждений культуры и спорта, открывших
трансляции спектаклей, концертов, мастер-классов, а также организаций, предоставивших
доступ к музейным, литературным, архивным фондам;

ресурсов средств массовой информации (образовательные и научно-популярные
передачи, фильмы и интервью на радио и телевидении, в том числе эфиры образовательного
телеканала "Моя школа в online");

образовательных и развивающих материалов на печатной основе (сборники
предметных и междисциплинарных задач, открытые материалы международных
исследований качества образования, демонстрационные варианты олимпиадных и
диагностических заданий, печатные учебные издания).
Внеурочная деятельность организуется в таких формах как художественные,
культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные
спортивные клубы и секции, конференции, олимпиады, военно-патриотические
объединения, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно
полезные практики и другие формы на добровольной основе в соответствии с выбором
участников образовательных отношений.
Традиционные формы организации деятельности: кружки, факультативы, научные
общества учащихся, а также экскурсии, походы, познавательные игры и беседы,
разнообразные учебные и учебно-исследовательские проекты. Разнообразные конкурсы
рисунков, рассказов, сочинений. К формам внеурочной деятельности относятся
внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции,
интеллектуальные марафоны). Возможны дополнительные образовательные модули,
спецкурсы, школьные научные общества, учебные научные исследования, практикумы и т.
д., проводимые в формах, отличных от урочной (классно-урочной).
Программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа
жизни, предусматривают разные формы организации занятий: секции, конкурсы,
спортивные праздники, викторины, экскурсии, Дни здоровья.
Количество занятий внеурочной деятельности для каждого обучающегося
определяется его родителями (законными представителями) с учетом занятости
обучающегося во второй половине дня.
План внеурочной деятельности для V классов
Внеурочная деятельность в МАОУ ФМШ №56
№

Направление

Формы

Ответственный

Часы

Деятельность ученических
сообществ и воспитательные
мероприятия

предметные недели,
коллективные творческие
дела согласно плану
воспитательной работы
ДЮП «ГАЛ»
«Российское движение
школьников»
ЮИД «ЗАМ»
Психология общения,
адаптация

Классный
руководитель
Совет
старшеклассников
Педагоги школы

2ч.

Психолог школы

1

Здоровьесбережение

Классные
руководители

1

внеурочная деятельность по
организации деятельности
ученических сообществ
(подростковых коллективов)
Внеурочная деятельность,
направленная на организацию
педагогической поддержки
обучающихся (проектирование
индивидуальных образовательных
маршрутов, работа тьюторов,
педагогов-психологов)
Внеурочная деятельность,
направленная на обеспечение
благополучия обучающихся в
пространстве общеобразовательной
школы (безопасности жизни и
здоровья школьников, безопасных

1

межличностных отношений в
учебных группах, профилактики
неуспеваемости, профилактики
различных рисков, возникающих в
процессе взаимодействия
школьника с окружающей средой,
социальной защиты учащихся)
Внеурочная деятельность по
формированию основ духовнонравственной культуры народов
России
Внеурочная деятельность по
формированию
общеинтеллектуальных навыков

Внеурочная деятельность по
развитию физических навыков

Кружок «Алтан дэнзэ»
Хоровой кружок
«Голосок»

Педагоги школы

Развивающие занятия
«Функциональная
грамотность»
Математический кружок
«Easy Mathematics»
Робототехника
Урок цифры
Участие в олимпиадах,
НПК, конкурсах
Секция «Волейбол»
Секция «Тхэквондо»
Секция «Легкая
атлетика»
Футбольный клуб
«Голеадор»
Баскетбол
Студия спортивного
танца «Данс-лидер»
Секция «Волейбол»
Участие в спортивных
соревнованиях

1

1

1

Театральная студия
«Сияние»

Детское
общественное
объединение

1

Посещение мест
культурного отдыха

Классные
руководители

1

Таким образом, план внеурочной деятельности создаёт условия для повышения качества
образования, обеспечивает развитие личности обучающихся, способствует самоопределению
учащихся в выборе профиля обучения с учетом возможностей педагогического коллектива.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 24.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012)42-72-55

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».