Учебный план ФГОС СОО на 2022-2023 уч г. ФМШ №56

Пояснительная записка к учебному плану 10-х классов
в соответствии с ФГОС СОО на 2022-2023 уч. год
Учебный план МАОУ ФМШ №56, реализующего основную образовательную
программу среднего общего образования, отражает организационно-педагогические условия,
необходимые для достижения результатов освоения основной образовательной программы в
соответствии с требованиями ФГОС СОО, организации образовательной деятельности, а
также учебный план определяет состав и объем учебных предметов, курсов и их
распределение по классам (годам) обучения.
Учебный план МАОУ ФМШ №56 – документ, который определяет перечень,
трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных
предметов, курсов, иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации
обучающихся (п. 22 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»).
Нормативными основаниями для составления и реализации учебного плана
являются следующие документы:
 Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 года
№ 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
среднего (полного) общего образования»;
 Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 г. №732 «О
внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17.05.2012 года № 413;
 Закон Республики Бурятия от 13.12.2013г. № 240 -V «Об образовании в Республике
Бурятия»;
 Приказ Министерства просвещения РФ 11 декабря 2020 г. № 712 «О внесении
изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты
общего образования по вопросам воспитания обучающихся»;
 Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования», утвержденный приказом
Министерства просвещения Российской федерации от 20.05.2020 № 254 (с изм. от
23.12.2020 № 766);
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28
«Об
утверждении
санитарных
правил
СП
2.4.3648-20
«Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи».
 Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом
Министерства просвещения Российской Федерации 22.03.2021 № 115;
 Основная образовательная программа среднего общего образования МАОУ ФМШ
№56 (с изменениями Приказ №200 от 29.08.2022 г.).

Учебный план обеспечивает реализацию Федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования, выполнение его требований
и определяет:
 структуру обязательных предметных областей, основные задачи реализации
их содержания;
 перечень обязательных учебных предметов, учебных предметов по выбору
из обязательных предметных областей, дополнительных учебных предметов, курсов
по выбору, учебное время, отводимое на их освоение;
 Учебный план МАОУ ФМШ №56 гарантирует преемственность уровней общего
образования, формирование готовности обучающихся к освоению программ
профессионального образования.
Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования,
которое обеспечивает достижение важнейших целей при получении среднего общего
образования: обеспечение достижения планируемых результатов освоения основной
образовательной программы среднего общего образования в соответствии с требованиями
ФГОС СОО всеми обучающимися через урочную и внеурочную деятельность.
Задачи учебного плана:
 обеспечение получение среднего общего образования в объеме Федерального
государственного образовательного стандарта;
 обеспечение доступности получения качественного образования;
 формирование гражданской идентичности учащихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
 формирование у обучающихся универсальных учебных действия во всех
предметных областях, готовности к продолжению образования на последующих уровнях
образования, их приобщение к информационным технологиям;
 формирование основ здорового образа жизни, элементарных правил
поведения в экстремальных ситуациях;
Учебный план разработан на уровень среднего общего образования (10-11 классы).
Календарный учебный график
Режим работы основной общей школы осуществляется по 5-дневной учебной неделе.
Продолжительность учебного года для классов составляет 34 учебных недели,
продолжительность урока составляет 45 минут.
Сроки усвоения образовательных программ:
- начального общего образования – четыре года;
- основного общего – пять лет;
- полного общего – два года.
Начало учебного года-01.09.2022 г. Окончание - 26 мая 2023 г.
Продолжительность учебного года: 1кл - 33 недели, 2-4 кл, 5-9, 10-11 классы - 34 недели.
Всего 168 учебных дня, 105 дней каникулы, выходные и праздники.
Продолжительность учебных периодов:
1 четверть:
Осенние каникулы с 29 октября 2022г по 6 ноября 202 г. Продолжительность осенних
каникул составит 9 дней.

2 четверть:
Зимние каникулы с 28 декабря 2022 г. по 8 января 2023 г. Продолжительность зимних
каникул составит 12 дней.
3 четверть:
Весенние каникулы с 25 марта 2023 г. по 2 апреля 2023 г. Продолжительность весенних
каникул составит 9 дней.
Дополнительные каникулы для 1 классов с 13 по 19 февраля 2023 г.
4 четверть:
Летние каникулы с 27 мая 2023 г.
Итоговая государственная аттестация проводится согласно расписанию ГИА в 2023 г.
Домашние задания даются обучающимся с учетом возможности их выполнения в
следующих пределах:
- в 5-6-х классах до 2,5 часов;
- в 7-9-х до 3 часов;
- в 10-х классах до 3,5 часов
Сроки, формы промежуточной аттестации
В 10-11 классах система аттестации достижений обучающихся – промежуточная, по
полугодиям в форме выведения на основе текущих отметок, отметок за полугодие, годовых.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Федеральным законом РФ от
29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным
государственным образовательным стандартом, Уставом школы, Положением о системе
оценки достижения планируемых результатов.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится с целью получения
объективной оценки усвоения обучающимися образовательных программ каждого года
обучения в общеобразовательной организации, за степень усвоения обучающимися
Федерального
государственного
образовательного
стандарта,
определенного
образовательной программой в рамках учебного года и курса в целом.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится в соответствии с локальным
актом «Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся» с Приказами и инструктивными письмами
Министерства образования и науки РФ по итогам учебного года в сроки, установленные
календарным учебным графиком школы.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится с целью получения
объективной оценки усвоения обучающимися образовательных программ каждого года
обучения в общеобразовательной организации, за степень усвоения обучающимися
Федерального
государственного
образовательного
стандарта,
определенного
образовательной программой в рамках учебного года и курса в целом.
Периодами промежуточной аттестации в 10-11 классах – полугодия.
Сроки промежуточной аттестации: входной контроль - сентябрь, полугодовой
контроль - декабрь, итоговый контроль – май.
Основные формы промежуточной аттестации:
•
Диктант с грамматическим заданием
•
Контрольная работа
•
Самостоятельная работа
•
Зачет
•
Практическая работа

•
Изложение
•
Сочинение
•
Тестовая работа
•
Собеседование
•
Защита реферата
•
Проектная работа
•
Лабораторная работа
Промежуточная аттестация учащихся школы распределяется по классам следующим
образом:
10-11 кл. Предмет
Форма
Астрономия
Контрольная работа
Биология
Тестовая работа
География
Защита реферата
Естествознание
Контрольная работа
Индивидуальный проект
Защита проекта, конференция
Иностранный язык
Тестовая работа
Информатика
Тестовая работа
История
Тестовая работа
История Бурятии
Тестовая работа
Литература
Тестовая работа
Математика: алгебра и начала
Тестовая работа
математического анализа, геометрия
Обществознание
Тестовая работа
Основы безопасности жизнедеятельности
Зачет
Право
Тестовая работа
Родной язык
Тестовая работа
Русский язык
Изложение
Физика
Тестовая работа
Физическая культура
Сдача нормативов
Химия
Контрольная работа
Экология
Тестовая работа
Экономика
Тестовая работа
Учебный план среднего общего образования является одним из основных механизмов,
обеспечивающих
достижение
обучающимися
результатов
освоения
основной
образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.
Особенности учебного плана
Учебный план МАОУ ФМШ №56 обеспечивает реализацию учебных планов
нескольких профилей обучения: естественно-научный, гуманитарный, технологический,
универсальный. Профильные классы формируются на основании предварительного опроса
обучающихся и их родителей, оценки условий.
Учебный план профиля содержит не мене 13 обязательных предметов (русский язык,
литература, математика, иностранный язык, информатика, химия, физика, биология,
история, обществознание, география, физическая культура, основы безопасности
жизнедеятельности) и предусматривает изучение не менее 2 предметов на углубленном
уровне из соответствующей профилю предметной области.
Изучение родного языка и родной литературы осуществляется по заявлениям
обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и
при наличии возможностей организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Изучение второго иностранного языка осуществляется по заявлениям обучающихся,
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и при наличии
необходимых условий.
Количество учебных занятий за 2 года на одного обучающегося – не менее 2170 часов
и не более 2516 часов.
Учебный план гуманитарного профиля предусматривает изучение на углубленном
уровне:
Русский язык – 3 часа в неделю
Литература – 5 часов в неделю
История – 4 часа в неделю
Обществознание – 3 часа в неделю
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, представлена
следующими курсами по выбору:
Элективный курс «История Бурятии» – 1 час в неделю
Учебный план универсального профиля с целью успешного самоопределения,
выбора дальнейшего образовательного маршрута, на основании запроса учащихся,
разработан вариант универсального профиля, где обучающиеся на углубленном уровне
изучают:
Математика (профильная) – 6 часов в неделю
Информатика – 4 часа в неделю
Часть, формируемая участниками
образовательных
отношений,
представлена следующими курсами по выбору:
Элективный курс «История Бурятии» – 1 час в неделю
Элективный курс по математике – 2 часа в неделю.
В учебном плане 10А класса с целью успешного самоопределения, выбора
дальнейшего образовательного маршрута, на основании запроса учащихся, разработан такой
вариант профиля, где обучающиеся разделены на подгруппы для изучения на углубленном
уровне следующих предметов:
Группа 1 (технологический профиль):
На углубленном уровне изучаются учебные предметы:
Математика – 6 часа в неделю
Информатика – 4 часа в неделю
Физика – 5 часов в неделю
Группа 2 (естественно-научный профиль):
На углубленном уровне изучаются учебные предметы:
Химия – 4 часов в неделю
Биология – 3 часов в неделю
Математика – 6 часов в неделю
Часть, формируемая участниками
образовательных
отношений,
представлена следующими курсами по выбору:
Элективный курс по математике – 1 час в неделю;
Элективный курс по информатике – 1 час в неделю.

В учебном плане среднего общего образования предусмотрено выполнение обучающимися
индивидуального проекта. Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно
для каждого обучающегося 10 класса. В течение одного учебного года учащийся обязан
выполнить один итоговый индивидуальный проект. На выполнение индивидуального
проекта учебным планом отводится 1 час в неделю. Индивидуальный итоговый проект
является основным объектом оценки метапредметных результатов, полученных учащимися в
ходе освоения междисциплинарных учебных программ. Индивидуальный проект
выполняется обучающимися самостоятельно под руководством учителя, по выбранной теме
в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной
области деятельности. Направления в области: познавательной, практической, учебноисследовательской, социальной, художественно – творческой. Темы индивидуального
проекта утверждаются приказом директора школы.
Учебный план
Предметная
область
Русский язык и
литература
Родной язык и
родная литература

Иностранные
языки
Математика и
информатика
Общественнонаучные предметы

Учебный предмет

10А

Гр1

10Б

10В

Русский язык

1

3У

1

Литература

3

5У

3

Иностранный язык

3

3

3

Второй
иностранный язык
Математика

6У

4

6У

1

4У

Родной язык и (или)
государственный
язык республики РФ
Родная литература

Информатика

4У

1

История

2

4

Обществознание

1

3

География

1

1

1

1
1
1
2

3
1
1
2

1

1

1

1

Естественнонаучные предметы

Физика
Химия
Биология
Физическая
Физическая
культура, экология культура
и основы
Основы
безопасности
безопасности
жизнедеятельности жизнедеятельности
Экология

2
1
1
2

3У
4У
3У

1

Элективный курс "Индивидуальный
1
проект"
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Предметы и курсы
по выбору

Гр2

Элективный курс по
Истории Бурятии
Элективный курс по
информатике
Элективный курс по
математике

1
1
1

2

Элективный курс по
праву
Итого:
Внеурочная деятельность

2
34
10

34
10

34
10

Содержание плана внеурочной деятельности
Количество часов, выделяемых на внеурочную деятельность, за два года обучения на этапе
средней школы составляет не более 700 часов. Величину недельной образовательной
нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность, определяют за пределами
количества часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана. Для
недопущения перегрузки обучающихся допускается перенос образовательной нагрузки,
реализуемой через внеурочную деятельность, на периоды каникул. Внеурочная деятельность
в каникулярное время может реализовываться в рамках тематических образовательных
программ (лагерь с дневным пребыванием на базе общеобразовательной организации или на
базе загородных детских центров, в туристических походах, экспедициях, поездках и т.д.).
План внеурочной деятельности
Жизнь
ученических
сообществ

1-е
полугодие
Осенние
каникулы
2-е
полугодие
Летние
каникулы
ИТОГО

10

1
полугодие
Осенние
каникулы
2
полугодие
Весенние
каникулы
ИТОГО

10

Внеурочная
деятельность по
предметам школьной
программы

Воспитательные мероприятия

инвариантная
часть

вариативная
часть

5

5

50

10

10

40

5

5

50

10

10

40

30

30

180

5

5

50

5

5

30

10-й класс
30

20
10

30

20
60

60
11-й класс
30

20
10

10

20

10
50

Всего

40
Всего

5

5

20

15

15

120
300

Реализация плана внеурочной деятельности предусматривает в течение года неравномерное
распределение нагрузки. Так, при подготовке коллективных дел (в рамках инициативы
ученических сообществ) и воспитательных мероприятий за 1–2 недели используется
значительно больший объем времени, чем в иные периоды (между образовательными
событиями).
На курсы внеурочной деятельности по выбору обучающихся еженедельно расходуется до
4 часов, на организационное обеспечение учебной деятельности, на обеспечение
благополучия обучающегося еженедельно до 1 часа.
№

Направление

Название

Формы организации

1.

Спортивно-

«Зарница»

Детское общественное

оздоровительное
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.

Социальное

Секция «Волейбол»
Секция «Тхэквондо»
Секция «Легкая атлетика»
Футбольный клуб «Голеадор»
Баскетбол
Студия спортивного танца «Данс-лидер»
Настольный теннис
Секция «Волейбол»
Участие в спортивных соревнованиях
Российское движение школьников

12.

Общеинтеллектуальное

Компьютерная графика

13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.

Общекультурное
направление

Математический кружок «Практикум по
решению задач»
Математический кружок «Easy
Mathematics»
Решение задач по физике
Решение задач по химии
Театральная студия «Сияние»
Литературный кружок
Посещение мест культурного досуга
Хореография
Театр моды
Разговоры о важном

объединение
Спортивная секция
Спортивная секция
Спортивная секция
Спортивная секция
Спортивная секция
Спортивная секция
Спортивная секция
Спортивная секция
Детское общественное
объединение
Кружок
Кружок
Кружок
Кружок
Кружок
Детское общественное
объединение
Кружок
Музеи, выставки
Занятия

В зависимости от задач на каждом этапе реализации образовательной программы количество
часов, отводимых на внеурочную деятельность, может изменяться. В 10-м классе для
обеспечения адаптации обучающихся к изменившейся образовательной ситуации выделено
больше часов, чем в 11-м классе.
Организация жизни ученических сообществ является важной составляющей внеурочной
деятельности, направлена на формирование у обучающихся российской гражданской
идентичности и таких компетенций, как:
– компетенция конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с
учетом правовых норм, установленных российским законодательством;
– социальная самоидентификация обучающихся посредством личностно значимой и
общественно приемлемой деятельности, приобретение знаний о социальных ролях человека;
– компетенция в сфере общественной самоорганизации, участия в общественно
значимой совместной деятельности.
Организация жизни ученических сообществ происходит:
– в рамках внеурочной деятельности в ученическом классе, общешкольной внеурочной
деятельности, в сфере школьного ученического самоуправления, участия в детскоюношеских общественных объединениях, созданных в школе и за ее пределами;
– через приобщение обучающихся к общественной деятельности и школьным
традициям, участие обучающихся в деятельности производственных, творческих
объединений, благотворительных организаций;
– через участие в экологическом просвещении сверстников, родителей, населения, в
благоустройстве школы, класса, сельского поселения, города, в ходе партнерства с
общественными организациями и объединениями.
Организация жизни ученических сообществ может осуществляться в рамках трех форматов:
– «Фестиваль фестивалей» (годовой цикл мероприятий обсуждается и принимается в
конце предыдущего или в начале нового учебного года);

– «Клубный путь» (полугодовой цикл мероприятий становится результатом соглашения
клубных объединений, созданных в общеобразовательной организации);
– «Демократический проект» (полугодовой цикл мероприятий, разработанный
инициативной группой школьников, победившей в ходе демократических выборов).
Формат организации жизни ученических сообществ «Фестиваль фестивалей»
предусматривает:
– годовой цикл коллективной деятельности, который состоит из 3–4 фестивалей
(комплексных форм, включающих представления, дискуссии, выставки, другие локальные и
массовые формы организации совместной деятельности обучающихся);
– формы
организации
совместной
деятельности
могут
предполагать
соревновательность (когда итоги подводятся периодически и в конце учебного года
определяются персональные победители и победители-коллективы);
– инвариантные элементы: старт и финиш годового цикла школьной жизни,
вариативные элементы годового цикла – остальные фестивали, содержание которых может
определяться обучающимися, родителями, педагогами в зависимости от интересов,
склонностей, потребностей участников образовательных отношений и традиций
образовательной организации. Основными участниками фестивалей могут выступать
ученические классы, разновозрастные клубы или другие объединения.
Формат организации деятельности ученических сообществ «Клубный путь» предполагает:
– существование в общеобразовательной организации групп по интересам
обучающихся (клубов) в различных направлениях развития личности (спортивнооздоровительное,
духовно-нравственное,
социальное,
общеинтеллектуальное,
общекультурное), в рамках занятий по интересам происходит подготовка и проведение
итогового комплексного дела;
– деление учебного года на два полугодовых цикла;
– практику, когда обучающиеся самостоятельно выбирают группу по интересам (клуб),
могут переходить из одного клуба в другой во время специально установленных периодов
(«Юрьев день») и по окончании полугодового цикла, когда обучающиеся могут оставаться в
клубе весь год.
Содержание образования обеспечивается за счет клубных занятий и совместных дел.
Руководителями клубов могут выступать педагоги, родители, сами старшеклассники,
представители общественности.
Варианты клубных объединений: клуб школьных блогеров, театральная студия, школа
шоуменов, клуб исторической реконструкции, клуб клипмейкеров, студия моды,
кулинарный клуб, клуб волонтеров, дискуссионный клуб, предпринимательский клуб,
дизайнерский клуб, научное общество обучающихся, спортивный клуб.
Комплексные дела «Клуб в гостях у клуба» представляют собой встречи групп по интересам
обучающихся, в ходе которых кроме общения организуется презентация своих увлечений,
результатов клубных занятий, достижений отдельных школьников и т.д.
Формат организации жизни ученических сообществ «Демократический проект» строится в
рамках общественной самоорганизации и школьной демократии; центральное место в таком
формате занимает проект организации жизни ученических сообществ, включающий 3–4
коллективных дела; инициативные группы обучающихся путем демократических выборов
получают право на реализацию своих замыслов.
Формат организации жизни ученических сообществ «Демократический проект» может быть
представлен в виде следующего алгоритма:
– реклама предстоящей проектной работы, формирование инициативных групп и
разработка ими проектов организации жизни ученических сообществ;
– предвыборная кампания, обсуждение плана коллективной деятельности на полгода;
разработанные проекты проходят экспертизу у сверстников, педагогов, родителей,
общественности (дебаты, пресс-конференции, работа школьных СМИ);
– выборы обучающимися, родителями, педагогами одной из инициативных групп
проекта организации жизни ученических сообществ;

– реализация инициативной группой своего проекта – презентация и предварительное
открытое обсуждение проекта каждого дела, совместная подготовка, проведение
коллективного дела, совместное публичное подведение итогов (обсуждение, анализ, оценка);
– подготовка инициативной группой итогового творческого отчета о своей работе по
реализации проекта, коллективное обсуждение и оценка отчета инициативной группы.
Воспитательные мероприятия нацелены на формирование мотивов и ценностей
обучающегося в таких сферах, как:
– отношение обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя,
самоопределению и самосовершенствованию (включает подготовку к непрерывному
образованию в рамках осуществления жизненных планов);
– отношение обучающихся к России как к Родине (Отечеству) (включает подготовку к
патриотическому служению);
– отношения обучающихся с окружающими людьми (включает подготовку к общению
со сверстниками, старшими и младшими);
– отношение обучающихся к семье и родителям (включает подготовку личности к
семейной жизни);
– отношение обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу
(включает подготовку личности к общественной жизни);
– отношение обучающихся к окружающему миру, к живой природе, художественной
культуре (включает формирование у обучающихся научного мировоззрения);
– трудовые и социально-экономические отношения (включает подготовку личности к
трудовой деятельности).
План воспитательных мероприятий разрабатывается педагогическим коллективом школы
при участии родительской общественности. Источником этого раздела плана внеурочной
деятельности становятся нормативные документы органов управления образованием
(федеральных, региональных и муниципальных). Органам общественно-государственного
управления следует обеспечить недопущение перегрузки обучающихся 10–11-х классов и
педагогических работников организации, осуществляющей образовательную деятельность,
мероприятиями, инициированными органами управления и иными организациями. При
подготовке и проведении воспитательных мероприятий (в масштабе ученического класса,
классов одной параллели или сообщества всех 10–11-х классов) предусматривается
вовлечение в активную деятельность максимально большего числа обучающихся.
По решению педагогического коллектива, родительской общественности, интересов и
запросов детей и родителей план внеурочной деятельности в образовательной организации
модифицируется в соответствии с пятью профилями: естественно-научным,
гуманитарным, социально-экономическим, технологическим, универсальным.
Инвариантный компонент плана внеурочной деятельности (вне зависимости от профиля)
предполагает:
– организацию жизни ученических сообществ в форме клубных встреч
(организованного тематического и свободного общения старшеклассников), участие
обучающихся в делах классного ученического коллектива и в общих коллективных делах
образовательной организации;
– проведение ежемесячного учебного собрания по проблемам организации учебного
процесса, индивидуальных и групповых консультаций по вопросам организационного
обеспечения обучения и обеспечения благополучия обучающихся в жизни образовательной
организации.
В весенние каникулы 10-го класса организуются поездки в организации профессионального
и высшего образования для уточнения индивидуальных планов обучающихся в сфере
продолжения образования. После поездок в рамках часов, отведенных на организацию
жизни ученических сообществ, проводятся коллективные обсуждения, в ходе которых
педагогами обеспечиваются анализ и рефлексия обучающимися собственных впечатлений о
посещении образовательных организаций.
Вариативный компонент реализуется по отдельным профилям.

В рамках реализации естественно-научного профиля в осенние (зимние) каникулы 10-го
класса организуются поездки и экскурсии в естественно-научные музеи, зоопарки, биопарки,
аквариумы, заповедники, национальные парки и т.п. В ходе познавательной деятельности на
вышеперечисленных объектах реализуются индивидуальные, групповые и коллективные
учебно-исследовательские проекты обучающихся. В течение первого полугодия 10-го класса
осуществляется подготовка к поездкам и экскурсиям в рамках часов, отведенных на
воспитательные мероприятия, курсы внеурочной деятельности по выбору обучающихся.
В летние (весенние) каникулы 10-го класса на основе интеграции с организациями
дополнительного образования и сетевого взаимодействия с научными и производственными
организациями обеспечиваются профессиональные пробы обучающихся на производстве
(приоритет отдается производствам естественно-научного профиля), подготавливаются и
проводятся исследовательские экспедиции.
Во втором полугодии 10-го класса в рамках часов, отведенных на курсы внеурочной
деятельности по выбору обучающихся и воспитательные мероприятия, организуется
подготовка к профессиональным пробам обучающихся на производстве и к участию в
исследовательских экспедициях, предусматривается подготовка и защита индивидуальных
или групповых проектов («проект профессиональных проб» и «проект участия в
исследовательской экспедиции»).
В каникулярное время (осенние, зимние, весенние каникулы в 11-м классе)
предусматривается реализация задач активного отдыха, оздоровления обучающихся,
поддержка инициатив старшеклассников, в том числе выезды на природу, туристические
походы, поездки по территории России и за рубеж, организация «зрительского марафона»
(коллективное посещение кинопоказов, театральных спектаклей, концертов, просмотр
видеофильмов, посещение выставок, художественных музеев с обязательным коллективным
обсуждением).
В рамках реализации гуманитарного профиля в осенние (зимние) каникулы 10-го класса
организуются поездки и экскурсии в литературные, исторические музеи, усадьбы известных
деятелей культуры; «зрительские марафоны» (коллективное посещение кинопоказов,
театральных спектаклей, концертов, просмотр видеофильмов, посещение выставок,
художественных музеев с обязательным коллективным обсуждением).
В ходе познавательной деятельности на вышеперечисленных объектах реализуются
индивидуальные, групповые и коллективные учебно-исследовательские проекты
обучающихся. В течение первого полугодия 10-го класса осуществляется подготовка к
поездкам и экскурсиям в рамках часов, отведенных на воспитательные мероприятия, курсы
внеурочной деятельности по выбору обучающихся.
В летние (весенние) каникулы 10-го класса на основе интеграции с организациями
дополнительного образования и сетевого взаимодействия с научными и образовательными
организациями обеспечиваются профессиональные пробы обучающихся в музеях,
библиотеках, учреждениях образования и культуры; подготавливаются и проводятся
исследовательские экспедиции (например, краеведческой направленности, фольклорные,
археологические).
Во втором полугодии 10-го класса в рамках часов, отведенных на курсы внеурочной
деятельности по выбору обучающихся и воспитательные мероприятия, организуется
подготовка к профессиональным пробам обучающихся и к участию в исследовательских
экспедициях, предусматривается подготовка и защита индивидуальных или групповых
проектов («проект профессиональных проб» и «проект участия в исследовательской
экспедиции»). В каникулярное время (осенние, весенние каникулы в 11-м классе)
предусматривается реализация задач активного отдыха, оздоровления обучающихся,
поддержка инициатив старшеклассников, в том числе выезды на природу, туристические
походы, поездки по территории России и за рубеж.
В рамках реализации социально-экономического профиля в осенние (зимние) каникулы
10-го класса организуются экскурсии на производства, в банки, в экономические отделы
государственных и негосударственных организаций. В ходе познавательной деятельности на
вышеперечисленных объектах реализуются индивидуальные, групповые и коллективные

учебно-исследовательские проекты обучающихся. В течение первого полугодия 10-го класса
осуществляется подготовка к экскурсиям в рамках часов, отведенных на воспитательные
мероприятия, курсы внеурочной деятельности по выбору обучающихся.
В летние (весенние) каникулы 10-го класса на основе интеграции с организациями
дополнительного образования и сетевого взаимодействия с научными и производственными
организациями обеспечиваются профессиональные пробы обучающихся в социальноэкономической сфере (приоритет отдается структурным подразделениям экономического
профиля), организуются социальные практики (обеспечивающие пробу себя обучающимися
в сфере профессиональной коммуникации с широким кругом партнеров), реализуются
групповые социальные и экономические проекты (например, предпринимательской
направленности).
Во втором полугодии 10-го класса в рамках часов, отведенных на курсы внеурочной
деятельности по выбору обучающихся и воспитательные мероприятия, организуется
подготовка к профессиональным пробам обучающихся, предусматривается подготовка и
защита групповых проектов («проект профессиональных проб», «предпринимательский
проект», «социальный проект»).
В каникулярное время (осенние, весенние каникулы в 11-м классе) предусматривается
реализация задач активного отдыха, оздоровления обучающихся, поддержка инициатив
старшеклассников, в том числе выезды на природу, туристические походы, поездки по
территории России и за рубеж, организация «зрительского марафона» (коллективное
посещение кинопоказов, театральных спектаклей, концертов, просмотр видеофильмов,
посещение выставок, художественных музеев с обязательным коллективным обсуждением).
В рамках реализации технологического профиля в осенние (зимние) каникулы 10-го класса
организуются поездки и экскурсии на промышленные предприятия, в научноисследовательские организации, в технические музеи, технопарки. В ходе познавательной
деятельности на вышеперечисленных объектах реализуются индивидуальные, групповые и
коллективные учебно-исследовательские проекты обучающихся. В течение первого
полугодия 10-го класса осуществляется подготовка к поездкам и экскурсиям в рамках часов,
отведенных на воспитательные мероприятия, курсы внеурочной деятельности по выбору
обучающихся.
В летние (весенние) каникулы 10-го класса на основе интеграции с организациями
дополнительного образования и сетевого взаимодействия с научными и производственными
организациями обеспечиваются профессиональные пробы обучающихся на производстве.
Во втором полугодии 10-го класса в рамках часов, отведенных на курсы внеурочной
деятельности по выбору обучающихся и воспитательные мероприятия, организуется
подготовка к профессиональным пробам обучающихся на производстве, предусматривается
подготовка и защита индивидуальных или групповых проектов («проект профессиональных
проб»).
В каникулярное время (осенние, весенние каникулы в 11-м классе) предусматривается
реализация задач активного отдыха, оздоровления обучающихся, поддержка инициатив
старшеклассников, в том числе выезды на природу, туристические походы, поездки по
территории России и за рубеж, организация «зрительского марафона» (коллективное
посещение кинопоказов, театральных спектаклей, концертов, просмотр видеофильмов,
посещение выставок, художественных музеев с обязательным коллективным обсуждением),
социальные практики, в том числе в качестве организаторов деятельности обучающихся 5–9х классов.
В рамках реализации универсального профиля в первом полугодии 10-го класса
организуется подготовка обучающихся к разработке и педагогическому сопровождению
разработки индивидуальных проектов внеурочной деятельности (инструктажи,
индивидуальные и групповые консультации, защита дебютных эскизов индивидуального
плана), в ноябре проводится публичная защита обучающимися индивидуальных проектов
внеурочной деятельности (ИПВД). По итогам публичной защиты при помощи педагогов
организуются временные творческие группы обучающихся по совпадающим элементам
ИПВД.

В осенние (весенние) каникулы 10-го класса временными творческими группами
обучающихся организуются поездки и экскурсии в соответствии с общими элементами
индивидуальных проектов внеурочной деятельности. В ходе познавательной деятельности
реализуются индивидуальные, групповые и коллективные учебно-исследовательские
проекты обучающихся. В течение первого полугодия 10-го класса осуществляется
подготовка к поездкам и экскурсиям в рамках часов, отведенных на воспитательные
мероприятия, курсы внеурочной деятельности по выбору обучающихся.
Временными творческими группами обучающихся при поддержке педагогов
общеобразовательной организации в летние (весенние) каникулы 10-го класса на основе
интеграции с организациями дополнительного образования и сетевого взаимодействия с
научными и производственными организациями обеспечиваются профессиональные пробы
обучающихся на производстве и в социальной сфере (в зависимости от профиля),
подготавливаются и проводятся исследовательские экспедиции и социальные практики.
Во втором полугодии 10-го класса в рамках часов, отведенных на курсы внеурочной
деятельности по выбору обучающихся и воспитательные мероприятия, организуется
подготовка к профессиональным пробам и/или социальным практикам обучающихся и к
участию в исследовательских экспедициях, предусматривается подготовка и защита
индивидуальных или групповых проектов («проект профессиональных проб», «проект
участия в исследовательской экспедиции», «проект социальной практики»).
В каникулярное время (осенние, весенние каникулы в 11-м классе) предусматривается
реализация задач активного отдыха, оздоровления обучающихся, поддержка инициатив
старшеклассников, в том числе выезды на природу, туристические походы, поездки по
территории России и за рубеж, организация «зрительского марафона» (коллективное
посещение кинопоказов, театральных спектаклей, концертов, просмотр видеофильмов,
посещение выставок, художественных музеев с обязательным коллективным обсуждением).
При планировании внеурочной деятельности учитываются наличные условия: здание
организации, осуществляющей образовательную деятельность, набор и размещение
помещений для осуществления образовательной деятельности, активной деятельности,
отдыха, питания и медицинского обслуживания обучающихся, их площадь, освещенность и
воздушно-тепловой режим, расположение и размеры рабочих, учебных зон и зон для
индивидуальных занятий.
Вариативная часть плана внеурочной деятельности
Класс /профиль

Вид деятельности

Место проведения

Организатор

10А, 11А,
технологический
профиль

Поездки и экскурсии
на предприятия

Приборостроительное
предприятие
Авиазавод
Приборостроительное
предприятие
Авиазавод
Окрестности города Улан-Удэ,
этнографический музей
Музей истории Бурятии, театры
и кинотеатры города

Администрация
школы

Работа с учащимися 5-9 классов

Администрация
школы
Администрация
школы, классный
руководитель,
обучающийся
Классный

Профессиональные
пробы обучающихся
на производстве
Выезды на природу
Посещение
кинопоказов,
театральных
спектаклей, музеев
Социальные практики
Реализация
индивидуальных
проектов
10Б, 11Б,

Поездки и экскурсии

Исторический музей,

Администрация
школы
Классный
руководитель
Классный
руководитель

гуманитарный
профиль
Профессиональные
пробы обучающихся
Выезды на природу
Посещение
кинопоказов,
театральных
спектаклей, музеев
Социальные практики

Национальная библиотека,
Музеи города
в музеях, библиотеках,
учреждениях образования и
культуры
Окрестности города Улан-Удэ,
этнографический музей
Музей истории Бурятии, театры
и кинотеатры города

руководитель

Работа с учащимися 5-9 классов

Администрация
школы
Администрация
школы, классный
руководитель,
обучающийся
Классный
руководитель

Реализация
индивидуальных
проектов
10В, 11В,
универсальный
профиль

Поездки и экскурсии

Профессиональные
пробы обучающихся
Выезды на природу
Посещение
кинопоказов,
театральных
спектаклей, музеев
Социальные практики
Реализация
индивидуальных
проектов

Исторический музей,
Национальная библиотека,
Музеи города
БНЦ, БГУ
БНЦ, БГУ, предприятиях
города
Окрестности города Улан-Удэ,
этнографический музей
Музей истории Бурятии, театры
и кинотеатры города
Работа с учащимися 5-9 классов

Администрация
школы
Классный
руководитель
Классный
руководитель

Администрация
школы
Классный
руководитель
Классный
руководитель
Администрация
школы
Администрация
школы, классный
руководитель,
обучающийся

Пояснительная записка к учебному плану 11-х классов
в соответствии с ФГОС СОО на 2022-2023 уч. год
Учебный план МАОУ ФМШ №56, реализующего основную образовательную
программу среднего общего образования, отражает организационно-педагогические условия,
необходимые для достижения результатов освоения основной образовательной программы в
соответствии с требованиями ФГОС СОО, организации образовательной деятельности, а
также учебный план определяет состав и объем учебных предметов, курсов и их
распределение по классам (годам) обучения.
Учебный план МАОУ ФМШ №56 – документ, который определяет перечень,
трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных
предметов, курсов, иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации
обучающихся (п. 22 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»).
Нормативными основаниями для составления и реализации учебного плана
являются следующие документы:
 Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 года
№ 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
среднего (полного) общего образования» (с изменениями и дополнениями от
29.12.2014 года, 31.12.2015 года, 29.06.2017 года);
 Закон Республики Бурятия от 13.12.2013г. № 240 -V «Об образовании в Республике
Бурятия»;
 Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 "Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
общего образования";
 Приказ Министерства просвещения РФ 11 декабря 2020 г. № 712 «О внесении
изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты
общего образования по вопросам воспитания обучающихся»;
 Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования», утвержденный приказом
Министерства просвещения Российской федерации от 20.05.2020 № 254 (с изм. от
23.12.2020 № 766);
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28
«Об
утверждении
санитарных
правил
СП
2.4.3648-20
«Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи».
 Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом
Министерства просвещения Российской Федерации 22.03.2021 № 115;
 Примерная основная образовательная программа основного общего образования,
одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (протокол от 08.04.2015 №1/15);



Основная образовательная программа среднего общего образования МАОУ ФМШ
№56 (с изменениями Приказ №200 от 29.08.2022 г.)

Учебный план обеспечивает реализацию Федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования, выполнение его требований
и определяет:
 структуру обязательных предметных областей, основные задачи реализации
их содержания;
 перечень обязательных учебных предметов, учебных предметов по выбору
из обязательных предметных областей, дополнительных учебных предметов, курсов
по выбору, учебное время, отводимое на их освоение;
 Учебный план МАОУ ФМШ №56 гарантирует преемственность уровней общего
образования, формирование готовности обучающихся к освоению программ
профессионального образования.
Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования,
которое обеспечивает достижение важнейших целей при получении среднего общего
образования: обеспечение достижения планируемых результатов освоения основной
образовательной программы среднего общего образования в соответствии с требованиями
ФГОС СОО всеми обучающимися через урочную и внеурочную деятельность.
Задачи учебного плана:
 обеспечение получение среднего общего образования в объеме Федерального
государственного образовательного стандарта;
 обеспечение доступности получения качественного образования;
 формирование гражданской идентичности учащихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
 формирование у обучающихся универсальных учебных действия во всех
предметных областях, готовности к продолжению образования на последующих уровнях
образования, их приобщение к информационным технологиям;
 формирование основ здорового образа жизни, элементарных правил
поведения в экстремальных ситуациях;
Учебный план разработан на уровень среднего общего образования (10-11 классы).
Календарный учебный график
Режим работы основной общей школы осуществляется по 5-дневной учебной неделе.
Продолжительность учебного года для классов составляет 34 учебных недели,
продолжительность урока составляет 45 минут.
Сроки усвоения образовательных программ:
- начального общего образования – четыре года;
- основного общего – пять лет;
- полного общего – два года.
Начало учебного года-01.09.2022 г. Окончание - 26 мая 2023 г.
Продолжительность учебного года: 1кл - 33 недели, 2-4 кл, 5-9, 10-11 классы - 34 недели.
Всего 168 учебных дня, 105 дней каникулы, выходные и праздники.
Продолжительность учебных периодов:

1 четверть:
Осенние каникулы с 29 октября 2022г по 6 ноября 202 г. Продолжительность осенних
каникул составит 9 дней.
2 четверть:
Зимние каникулы с 28 декабря 2022 г. по 8 января 2023 г. Продолжительность зимних
каникул составит 12 дней.
3 четверть:
Весенние каникулы с 25 марта 2023 г. по 2 апреля 2023 г. Продолжительность весенних
каникул составит 9 дней.
Дополнительные каникулы для 1 классов с 13 по 19 февраля 2023 г.
4 четверть:
Летние каникулы с 27 мая 2023 г.
Итоговая государственная аттестация проводится согласно расписанию ГИА в 2023 г.
Домашние задания даются обучающимся с учетом возможности их выполнения в
следующих пределах:
- в 5-6-х классах до 2,5 часов;
- в 7-9-х до 3 часов;
- в 10-х классах до 3,5 часов
Сроки, формы промежуточной аттестации
В 10-11 классах система аттестации достижений обучающихся – промежуточная, по
полугодиям в форме выведения на основе текущих отметок, отметок за полугодие, годовых.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Федеральным законом РФ от
29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным
государственным образовательным стандартом, Уставом школы, Положением о системе
оценки достижения планируемых результатов.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится с целью получения
объективной оценки усвоения обучающимися образовательных программ каждого года
обучения в общеобразовательной организации, за степень усвоения обучающимися
Федерального
государственного
образовательного
стандарта,
определенного
образовательной программой в рамках учебного года и курса в целом.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится в соответствии с локальным
актом «Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся» с Приказами и инструктивными письмами
Министерства образования и науки РФ по итогам учебного года в сроки, установленные
календарным учебным графиком школы.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится с целью получения
объективной оценки усвоения обучающимися образовательных программ каждого года
обучения в общеобразовательной организации, за степень усвоения обучающимися
Федерального
государственного
образовательного
стандарта,
определенного
образовательной программой в рамках учебного года и курса в целом.
Периодами промежуточной аттестации в 10-11 классах – полугодия.
Сроки промежуточной аттестации: входной контроль - сентябрь, полугодовой
контроль - декабрь, итоговый контроль – май.
Основные формы промежуточной аттестации:
•
Диктант с грамматическим заданием
•
Контрольная работа

•
Самостоятельная работа
•
Зачет
•
Практическая работа
•
Изложение
•
Сочинение
•
Тестовая работа
•
Собеседование
•
Защита реферата
•
Проектная работа
•
Лабораторная работа
Промежуточная аттестация учащихся школы распределяется по классам следующим
образом:
10-11 кл. Предмет
Форма
Астрономия
Контрольная работа
Биология
Тестовая работа
География
Защита реферата
Естествознание
Контрольная работа
Индивидуальный проект
Защита проекта, конференция
Иностранный язык
Тестовая работа
Информатика
Тестовая работа
История
Тестовая работа
История Бурятии
Тестовая работа
Литература
Тестовая работа
Математика: алгебра и начала
Тестовая работа
математического анализа, геометрия
Обществознание
Тестовая работа
Основы безопасности жизнедеятельности
Зачет
Право
Тестовая работа
Родной язык
Тестовая работа
Русский язык
Изложение
Физика
Тестовая работа
Физическая культура
Сдача нормативов
Химия
Контрольная работа
Экология
Тестовая работа
Экономика
Тестовая работа
Учебный план предусматривает изучение обязательных учебных предметов:
изучение не менее одного учебного предмета из каждой предметной области, определенной
ФГОС СОО: Русский язык и литература, Родной язык и родная литература, Математика и
информатика, Иностранные языки, Естественные науки, Общественные науки, Физическая
культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности.
Часть, формируемая
участниками
образовательных
отношений,
включает предметы, курсы по выбору, направленные на реализацию индивидуальных
потребностей обучающихся, в соответствии с их запросами.
Особенности учебного плана
Учебный план МАОУ ФМШ №56 обеспечивает реализацию учебных планов
нескольких профилей обучения: гуманитарный, технологический, универсальный.
Профильные классы формируются на основании предварительного опроса обучающихся и
их родителей, оценки условий.

Учебный план гуманитарного профиля обучения обучающихся предусматривают
изучение не менее одного учебного предмета из каждой предметной области, определенной
ФГОС СОО. С
целью
успешного
самоопределения,
выбора
дальнейшего
образовательного маршрута, на основании запроса учащихся, на углубленном уровне
изучаются учебные предметы:
Русский язык – 3 часа в неделю
Литература – 5 часов в неделю
История – 4 часа в неделю
Обществознание – 3 часа в неделю
На базовом уровне изучаются учебные предметы:
Предметная область «Родной язык и родная литература» - предмет «Родной язык
(русский)» - 1 час в неделю.
Предметная область «Иностранный язык» - «Английский язык» - 3 часа в неделю;
Предметная область «Математика и информатика» - «Математика» - 4 часа в неделю;
Предметная область «Естественные науки» - «Естествознание» - 3 часа в неделю;
Предметная область «Общественные науки» - «Экономика» – 1 час в неделю; «Право»
- 2 часа в неделю;
Предметная область «Физическая культура, экология, основы безопасности
жизнедеятельности»: «Основы безопасности жизнедеятельности» - 1 час в неделю.
Физическая культура – 2 часа, поводятся с учетом гендерного разделения (девочки
/мальчики).
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, представлена
следующими курсами по выбору:
Элективный курс по информатике – 1 час в неделю;
Элективный курс по математике – 1 час в неделю.
Учебный план универсального профиля обучения обучающихся предусматривают
изучение не менее одного учебного предмета из каждой предметной области, определенной
ФГОС СОО. С целью успешного самоопределения, выбора дальнейшего образовательного
маршрута, на основании запроса учащихся, разработан вариант универсального профиля, где
обучающиеся на профильные углубленные предметы разделены на подгруппы:
 Группа1, где на углубленном уровне изучается учебные предметы:
«Математика» - 6 часов в неделю;
«Информатика» - 4 часа в неделю;
 Группа 2, где на углубленном уровне изучается учебные предметы:
«Математика» - 6 часов в неделю;
«Химия» - 4 часа в неделю;
«Биология» – 3 часа в неделю.
На базовом уровне изучаются учебные предметы:
Предметная область «Русский язык и литература» - «Русский язык» -1 час в неделю,
«Литература» - 3 часа в неделю.
Предметная область «Родной язык и родная литература» - «Родной язык» - 1 час в
неделю.
Предметная область «Иностранный язык» - «Английский язык» - 3 часа в неделю;
Предметная область «Естественные науки» - «Физика» - 2 часа в неделю, «Химия» - 1
час в неделю (Группа 1), «Биология» – 1 час в неделю (Группа 1).

Предметная область «Общественные науки» - «История» - 2 часа в неделю,
«Обществознание» - 2 часа в неделю; «География» – 1 час в неделю;
Предметная область «Физическая культура, экология, основы безопасности
жизнедеятельности»: «Основы безопасности жизнедеятельности» - 1 час в неделю.
Физическая культура – 2 часа, поводятся с учетом гендерного разделения (девочки
/мальчики).
Часть, формируемая участниками
образовательных
отношений,
представлена следующими курсами по выбору:
Элективный курс по Истории Бурятии – 1 час в неделю;
Элективный курс по информатике – 1 час в неделю (Группа 1);
Элективный курс по математике – 2 часа в неделю.
Учебный план технологического профиля обучения обучающихся предусматривают
изучение не менее одного учебного предмета из каждой предметной области, определенной
ФГОС СОО.
На углубленном уровне изучаются учебные предметы:
Математика – 6 часа в неделю
Информатика – 4 часа в неделю
Физика – 5 часов в неделю
На базовом уровне изучаются учебные предметы:
Предметная область «Русский язык и литература» - «Русский язык» -1 час в неделю,
«Литература» - 3 часа в неделю.
Предметная область «Родной язык и родная литература» - «Родной язык» - 1 час в
неделю.
Предметная область «Иностранный язык» - «Английский язык» - 3 часа в неделю;
Предметная область «Естественные науки» - «Химия» - 2 часа в неделю.
Предметная область «Общественные науки» - «История» - 2 часа в неделю.
Предметная область «Физическая культура, экология, основы безопасности
жизнедеятельности»: «Основы безопасности жизнедеятельности» - 1 час в неделю.
Физическая культура – 2 часа, поводятся с учетом гендерного разделения (девочки
/мальчики).
Часть, формируемая участниками
образовательных
отношений,
представлена следующими курсами по выбору:
Элективный курс по Истории Бурятии – 1 час в неделю;
Элективный курс по информатике – 1 час в неделю;
Элективный курс по математике – 2 часа в неделю.
Предметная
область
Русский язык и
литература

Учебный предмет

11б гум.

11а техн.

Русский язык

3У

1

11в
унив.
1

Литература

5У

3

3

Родной язык и
родная литература

Родной язык

1

1

1

Математика и
информатика

Математика:
алгебра и начала
математического
анализа, геометрия

4

6У

6У

Родная литература

Гр. 1

Гр. 2

Информатика
Иностранные
языки
Естественные
науки

4У

Иностранный язык

Физика
Химия
Биология
Естествознание
Астрономия
Общественные
История
науки
Экономика
Право
Обществознание
География
Физическая
Физическая
культура, экология культура
и основы
Основы
безопасности
безопасности
жизнедеятельности жизнедеятельности
Экология

3

4У

3

3

5У
2

2

4У
1
2
3У

2

2

1

2

2

2
1
2

1

1

1

1
1

4У
3У

3

Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Предметы и курсы
по выбору

Элективный курс по
Истории Бурятии
Элективный курс по
информатике
Элективный курс по
математике

Итого:
Внеурочная деятельность

1
1

1

1

1

1

2

34
10

34
10

34
10

Содержание плана внеурочной деятельности
Количество часов, выделяемых на внеурочную деятельность, за два года обучения на этапе
средней школы составляет не более 700 часов. Величину недельной образовательной
нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность, определяют за пределами
количества часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана. Для
недопущения перегрузки обучающихся допускается перенос образовательной нагрузки,
реализуемой через внеурочную деятельность, на периоды каникул. Внеурочная деятельность
в каникулярное время может реализовываться в рамках тематических образовательных
программ (лагерь с дневным пребыванием на базе общеобразовательной организации или на
базе загородных детских центров, в туристических походах, экспедициях, поездках и т.д.).
План внеурочной деятельности
Жизнь
ученических
сообществ

1-е
полугодие
Осенние
каникулы

10
20

Внеурочная
деятельность по
предметам школьной
программы
10-й класс
30

Воспитательные мероприятия

Всего

инвариантная
часть

вариативная
часть

5

5

50

10

10

40

2-е
полугодие
Летние
каникулы
ИТОГО

10

1
полугодие
Осенние
каникулы
2
полугодие
Весенние
каникулы
ИТОГО

10

30

20
60

60
11-й класс
30

20
10

5

50

10

10

40

30

30

180

5

5

50

5

5

30

10

20

10
50

5

40

5

5

20

15

15

120
300

Всего

Реализация плана внеурочной деятельности предусматривает в течение года неравномерное
распределение нагрузки. Так, при подготовке коллективных дел (в рамках инициативы
ученических сообществ) и воспитательных мероприятий за 1–2 недели используется
значительно больший объем времени, чем в иные периоды (между образовательными
событиями).
На курсы внеурочной деятельности по выбору обучающихся еженедельно расходуется до
4 часов, на организационное обеспечение учебной деятельности, на обеспечение
благополучия обучающегося еженедельно до 1 часа.
№

Направление

Название

Формы организации

24.

Спортивнооздоровительное

«Зарница»

Детское общественное
объединение
Спортивная секция
Спортивная секция
Спортивная секция
Спортивная секция
Спортивная секция
Спортивная секция
Спортивная секция
Спортивная секция

25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Социальное

Секция «Волейбол»
Секция «Тхэквондо»
Секция «Легкая атлетика»
Футбольный клуб «Голеадор»
Баскетбол
Студия спортивного танца «Данс-лидер»
Настольный теннис
Секция «Волейбол»
Участие в спортивных соревнованиях
Российское движение школьников

35.

Общеинтеллектуальное

Компьютерная графика

36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.

Общекультурное
направление

Математический кружок «Практикум по
решению задач»
Математический кружок «Easy
Mathematics»
Решение задач по физике
Решение задач по химии
Театральная студия «Сияние»
Литературный кружок
Посещение мест культурного досуга
Хореография
Театр моды
Разговоры о важном

Детское общественное
объединение
Кружок
Кружок
Кружок
Кружок
Кружок
Детское общественное
объединение
Кружок
Музеи, выставки
Занятия

В зависимости от задач на каждом этапе реализации образовательной программы количество
часов, отводимых на внеурочную деятельность, может изменяться. В 10-м классе для
обеспечения адаптации обучающихся к изменившейся образовательной ситуации выделено
больше часов, чем в 11-м классе.
Организация жизни ученических сообществ является важной составляющей внеурочной
деятельности, направлена на формирование у обучающихся российской гражданской
идентичности и таких компетенций, как:
– компетенция конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с
учетом правовых норм, установленных российским законодательством;
– социальная самоидентификация обучающихся посредством личностно значимой и
общественно приемлемой деятельности, приобретение знаний о социальных ролях человека;
– компетенция в сфере общественной самоорганизации, участия в общественно
значимой совместной деятельности.
Организация жизни ученических сообществ происходит:
– в рамках внеурочной деятельности в ученическом классе, общешкольной внеурочной
деятельности, в сфере школьного ученического самоуправления, участия в детскоюношеских общественных объединениях, созданных в школе и за ее пределами;
– через приобщение обучающихся к общественной деятельности и школьным
традициям, участие обучающихся в деятельности производственных, творческих
объединений, благотворительных организаций;
– через участие в экологическом просвещении сверстников, родителей, населения, в
благоустройстве школы, класса, сельского поселения, города, в ходе партнерства с
общественными организациями и объединениями.
Организация жизни ученических сообществ может осуществляться в рамках трех форматов:
– «Фестиваль фестивалей» (годовой цикл мероприятий обсуждается и принимается в
конце предыдущего или в начале нового учебного года);
– «Клубный путь» (полугодовой цикл мероприятий становится результатом соглашения
клубных объединений, созданных в общеобразовательной организации);
– «Демократический проект» (полугодовой цикл мероприятий, разработанный
инициативной группой школьников, победившей в ходе демократических выборов).
Формат организации жизни ученических сообществ «Фестиваль фестивалей»
предусматривает:
– годовой цикл коллективной деятельности, который состоит из 3–4 фестивалей
(комплексных форм, включающих представления, дискуссии, выставки, другие локальные и
массовые формы организации совместной деятельности обучающихся);
– формы
организации
совместной
деятельности
могут
предполагать
соревновательность (когда итоги подводятся периодически и в конце учебного года
определяются персональные победители и победители-коллективы);
– инвариантные элементы: старт и финиш годового цикла школьной жизни,
вариативные элементы годового цикла – остальные фестивали, содержание которых может
определяться обучающимися, родителями, педагогами в зависимости от интересов,
склонностей, потребностей участников образовательных отношений и традиций
образовательной организации. Основными участниками фестивалей могут выступать
ученические классы, разновозрастные клубы или другие объединения.
Формат организации деятельности ученических сообществ «Клубный путь» предполагает:
– существование в общеобразовательной организации групп по интересам
обучающихся (клубов) в различных направлениях развития личности (спортивнооздоровительное,
духовно-нравственное,
социальное,
общеинтеллектуальное,
общекультурное), в рамках занятий по интересам происходит подготовка и проведение
итогового комплексного дела;
– деление учебного года на два полугодовых цикла;
– практику, когда обучающиеся самостоятельно выбирают группу по интересам (клуб),
могут переходить из одного клуба в другой во время специально установленных периодов

(«Юрьев день») и по окончании полугодового цикла, когда обучающиеся могут оставаться в
клубе весь год.
Содержание образования обеспечивается за счет клубных занятий и совместных дел.
Руководителями клубов могут выступать педагоги, родители, сами старшеклассники,
представители общественности.
Варианты клубных объединений: клуб школьных блогеров, театральная студия, школа
шоуменов, клуб исторической реконструкции, клуб клипмейкеров, студия моды,
кулинарный клуб, клуб волонтеров, дискуссионный клуб, предпринимательский клуб,
дизайнерский клуб, научное общество обучающихся, спортивный клуб.
Комплексные дела «Клуб в гостях у клуба» представляют собой встречи групп по интересам
обучающихся, в ходе которых кроме общения организуется презентация своих увлечений,
результатов клубных занятий, достижений отдельных школьников и т.д.
Формат организации жизни ученических сообществ «Демократический проект» строится в
рамках общественной самоорганизации и школьной демократии; центральное место в таком
формате занимает проект организации жизни ученических сообществ, включающий 3–4
коллективных дела; инициативные группы обучающихся путем демократических выборов
получают право на реализацию своих замыслов.
Формат организации жизни ученических сообществ «Демократический проект» может быть
представлен в виде следующего алгоритма:
– реклама предстоящей проектной работы, формирование инициативных групп и
разработка ими проектов организации жизни ученических сообществ;
– предвыборная кампания, обсуждение плана коллективной деятельности на полгода;
разработанные проекты проходят экспертизу у сверстников, педагогов, родителей,
общественности (дебаты, пресс-конференции, работа школьных СМИ);
– выборы обучающимися, родителями, педагогами одной из инициативных групп
проекта организации жизни ученических сообществ;
– реализация инициативной группой своего проекта – презентация и предварительное
открытое обсуждение проекта каждого дела, совместная подготовка, проведение
коллективного дела, совместное публичное подведение итогов (обсуждение, анализ, оценка);
– подготовка инициативной группой итогового творческого отчета о своей работе по
реализации проекта, коллективное обсуждение и оценка отчета инициативной группы.
Воспитательные мероприятия нацелены на формирование мотивов и ценностей
обучающегося в таких сферах, как:
– отношение обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя,
самоопределению и самосовершенствованию (включает подготовку к непрерывному
образованию в рамках осуществления жизненных планов);
– отношение обучающихся к России как к Родине (Отечеству) (включает подготовку к
патриотическому служению);
– отношения обучающихся с окружающими людьми (включает подготовку к общению
со сверстниками, старшими и младшими);
– отношение обучающихся к семье и родителям (включает подготовку личности к
семейной жизни);
– отношение обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу
(включает подготовку личности к общественной жизни);
– отношение обучающихся к окружающему миру, к живой природе, художественной
культуре (включает формирование у обучающихся научного мировоззрения);
– трудовые и социально-экономические отношения (включает подготовку личности к
трудовой деятельности).
План воспитательных мероприятий разрабатывается педагогическим коллективом школы
при участии родительской общественности. Источником этого раздела плана внеурочной
деятельности становятся нормативные документы органов управления образованием
(федеральных, региональных и муниципальных). Органам общественно-государственного
управления следует обеспечить недопущение перегрузки обучающихся 10–11-х классов и
педагогических работников организации, осуществляющей образовательную деятельность,

мероприятиями, инициированными органами управления и иными организациями. При
подготовке и проведении воспитательных мероприятий (в масштабе ученического класса,
классов одной параллели или сообщества всех 10–11-х классов) предусматривается
вовлечение в активную деятельность максимально большего числа обучающихся.
По решению педагогического коллектива, родительской общественности, интересов и
запросов детей и родителей план внеурочной деятельности в образовательной организации
модифицируется в соответствии с пятью профилями: естественно-научным,
гуманитарным, социально-экономическим, технологическим, универсальным.
Инвариантный компонент плана внеурочной деятельности (вне зависимости от профиля)
предполагает:
– организацию жизни ученических сообществ в форме клубных встреч
(организованного тематического и свободного общения старшеклассников), участие
обучающихся в делах классного ученического коллектива и в общих коллективных делах
образовательной организации;
– проведение ежемесячного учебного собрания по проблемам организации учебного
процесса, индивидуальных и групповых консультаций по вопросам организационного
обеспечения обучения и обеспечения благополучия обучающихся в жизни образовательной
организации.
В весенние каникулы 10-го класса организуются поездки в организации профессионального
и высшего образования для уточнения индивидуальных планов обучающихся в сфере
продолжения образования. После поездок в рамках часов, отведенных на организацию
жизни ученических сообществ, проводятся коллективные обсуждения, в ходе которых
педагогами обеспечиваются анализ и рефлексия обучающимися собственных впечатлений о
посещении образовательных организаций.
Вариативный компонент реализуется по отдельным профилям.
В рамках реализации естественно-научного профиля в осенние (зимние) каникулы 10-го
класса организуются поездки и экскурсии в естественно-научные музеи, зоопарки, биопарки,
аквариумы, заповедники, национальные парки и т.п. В ходе познавательной деятельности на
вышеперечисленных объектах реализуются индивидуальные, групповые и коллективные
учебно-исследовательские проекты обучающихся. В течение первого полугодия 10-го класса
осуществляется подготовка к поездкам и экскурсиям в рамках часов, отведенных на
воспитательные мероприятия, курсы внеурочной деятельности по выбору обучающихся.
В летние (весенние) каникулы 10-го класса на основе интеграции с организациями
дополнительного образования и сетевого взаимодействия с научными и производственными
организациями обеспечиваются профессиональные пробы обучающихся на производстве
(приоритет отдается производствам естественно-научного профиля), подготавливаются и
проводятся исследовательские экспедиции.
Во втором полугодии 10-го класса в рамках часов, отведенных на курсы внеурочной
деятельности по выбору обучающихся и воспитательные мероприятия, организуется
подготовка к профессиональным пробам обучающихся на производстве и к участию в
исследовательских экспедициях, предусматривается подготовка и защита индивидуальных
или групповых проектов («проект профессиональных проб» и «проект участия в
исследовательской экспедиции»).
В каникулярное время (осенние, зимние, весенние каникулы в 11-м классе)
предусматривается реализация задач активного отдыха, оздоровления обучающихся,
поддержка инициатив старшеклассников, в том числе выезды на природу, туристические
походы, поездки по территории России и за рубеж, организация «зрительского марафона»
(коллективное посещение кинопоказов, театральных спектаклей, концертов, просмотр
видеофильмов, посещение выставок, художественных музеев с обязательным коллективным
обсуждением).
В рамках реализации гуманитарного профиля в осенние (зимние) каникулы 10-го класса
организуются поездки и экскурсии в литературные, исторические музеи, усадьбы известных
деятелей культуры; «зрительские марафоны» (коллективное посещение кинопоказов,

театральных спектаклей, концертов, просмотр видеофильмов, посещение выставок,
художественных музеев с обязательным коллективным обсуждением).
В ходе познавательной деятельности на вышеперечисленных объектах реализуются
индивидуальные, групповые и коллективные учебно-исследовательские проекты
обучающихся. В течение первого полугодия 10-го класса осуществляется подготовка к
поездкам и экскурсиям в рамках часов, отведенных на воспитательные мероприятия, курсы
внеурочной деятельности по выбору обучающихся.
В летние (весенние) каникулы 10-го класса на основе интеграции с организациями
дополнительного образования и сетевого взаимодействия с научными и образовательными
организациями обеспечиваются профессиональные пробы обучающихся в музеях,
библиотеках, учреждениях образования и культуры; подготавливаются и проводятся
исследовательские экспедиции (например, краеведческой направленности, фольклорные,
археологические).
Во втором полугодии 10-го класса в рамках часов, отведенных на курсы внеурочной
деятельности по выбору обучающихся и воспитательные мероприятия, организуется
подготовка к профессиональным пробам обучающихся и к участию в исследовательских
экспедициях, предусматривается подготовка и защита индивидуальных или групповых
проектов («проект профессиональных проб» и «проект участия в исследовательской
экспедиции»). В каникулярное время (осенние, весенние каникулы в 11-м классе)
предусматривается реализация задач активного отдыха, оздоровления обучающихся,
поддержка инициатив старшеклассников, в том числе выезды на природу, туристические
походы, поездки по территории России и за рубеж.
В рамках реализации социально-экономического профиля в осенние (зимние) каникулы
10-го класса организуются экскурсии на производства, в банки, в экономические отделы
государственных и негосударственных организаций. В ходе познавательной деятельности на
вышеперечисленных объектах реализуются индивидуальные, групповые и коллективные
учебно-исследовательские проекты обучающихся. В течение первого полугодия 10-го класса
осуществляется подготовка к экскурсиям в рамках часов, отведенных на воспитательные
мероприятия, курсы внеурочной деятельности по выбору обучающихся.
В летние (весенние) каникулы 10-го класса на основе интеграции с организациями
дополнительного образования и сетевого взаимодействия с научными и производственными
организациями обеспечиваются профессиональные пробы обучающихся в социальноэкономической сфере (приоритет отдается структурным подразделениям экономического
профиля), организуются социальные практики (обеспечивающие пробу себя обучающимися
в сфере профессиональной коммуникации с широким кругом партнеров), реализуются
групповые социальные и экономические проекты (например, предпринимательской
направленности).
Во втором полугодии 10-го класса в рамках часов, отведенных на курсы внеурочной
деятельности по выбору обучающихся и воспитательные мероприятия, организуется
подготовка к профессиональным пробам обучающихся, предусматривается подготовка и
защита групповых проектов («проект профессиональных проб», «предпринимательский
проект», «социальный проект»).
В каникулярное время (осенние, весенние каникулы в 11-м классе) предусматривается
реализация задач активного отдыха, оздоровления обучающихся, поддержка инициатив
старшеклассников, в том числе выезды на природу, туристические походы, поездки по
территории России и за рубеж, организация «зрительского марафона» (коллективное
посещение кинопоказов, театральных спектаклей, концертов, просмотр видеофильмов,
посещение выставок, художественных музеев с обязательным коллективным обсуждением).
В рамках реализации технологического профиля в осенние (зимние) каникулы 10-го класса
организуются поездки и экскурсии на промышленные предприятия, в научноисследовательские организации, в технические музеи, технопарки. В ходе познавательной
деятельности на вышеперечисленных объектах реализуются индивидуальные, групповые и
коллективные учебно-исследовательские проекты обучающихся. В течение первого
полугодия 10-го класса осуществляется подготовка к поездкам и экскурсиям в рамках часов,

отведенных на воспитательные мероприятия, курсы внеурочной деятельности по выбору
обучающихся.
В летние (весенние) каникулы 10-го класса на основе интеграции с организациями
дополнительного образования и сетевого взаимодействия с научными и производственными
организациями обеспечиваются профессиональные пробы обучающихся на производстве.
Во втором полугодии 10-го класса в рамках часов, отведенных на курсы внеурочной
деятельности по выбору обучающихся и воспитательные мероприятия, организуется
подготовка к профессиональным пробам обучающихся на производстве, предусматривается
подготовка и защита индивидуальных или групповых проектов («проект профессиональных
проб»).
В каникулярное время (осенние, весенние каникулы в 11-м классе) предусматривается
реализация задач активного отдыха, оздоровления обучающихся, поддержка инициатив
старшеклассников, в том числе выезды на природу, туристические походы, поездки по
территории России и за рубеж, организация «зрительского марафона» (коллективное
посещение кинопоказов, театральных спектаклей, концертов, просмотр видеофильмов,
посещение выставок, художественных музеев с обязательным коллективным обсуждением),
социальные практики, в том числе в качестве организаторов деятельности обучающихся 5–9х классов.
В рамках реализации универсального профиля в первом полугодии 10-го класса
организуется подготовка обучающихся к разработке и педагогическому сопровождению
разработки индивидуальных проектов внеурочной деятельности (инструктажи,
индивидуальные и групповые консультации, защита дебютных эскизов индивидуального
плана), в ноябре проводится публичная защита обучающимися индивидуальных проектов
внеурочной деятельности (ИПВД). По итогам публичной защиты при помощи педагогов
организуются временные творческие группы обучающихся по совпадающим элементам
ИПВД.
В осенние (весенние) каникулы 10-го класса временными творческими группами
обучающихся организуются поездки и экскурсии в соответствии с общими элементами
индивидуальных проектов внеурочной деятельности. В ходе познавательной деятельности
реализуются индивидуальные, групповые и коллективные учебно-исследовательские
проекты обучающихся. В течение первого полугодия 10-го класса осуществляется
подготовка к поездкам и экскурсиям в рамках часов, отведенных на воспитательные
мероприятия, курсы внеурочной деятельности по выбору обучающихся.
Временными творческими группами обучающихся при поддержке педагогов
общеобразовательной организации в летние (весенние) каникулы 10-го класса на основе
интеграции с организациями дополнительного образования и сетевого взаимодействия с
научными и производственными организациями обеспечиваются профессиональные пробы
обучающихся на производстве и в социальной сфере (в зависимости от профиля),
подготавливаются и проводятся исследовательские экспедиции и социальные практики.
Во втором полугодии 10-го класса в рамках часов, отведенных на курсы внеурочной
деятельности по выбору обучающихся и воспитательные мероприятия, организуется
подготовка к профессиональным пробам и/или социальным практикам обучающихся и к
участию в исследовательских экспедициях, предусматривается подготовка и защита
индивидуальных или групповых проектов («проект профессиональных проб», «проект
участия в исследовательской экспедиции», «проект социальной практики»).
В каникулярное время (осенние, весенние каникулы в 11-м классе) предусматривается
реализация задач активного отдыха, оздоровления обучающихся, поддержка инициатив
старшеклассников, в том числе выезды на природу, туристические походы, поездки по
территории России и за рубеж, организация «зрительского марафона» (коллективное
посещение кинопоказов, театральных спектаклей, концертов, просмотр видеофильмов,
посещение выставок, художественных музеев с обязательным коллективным обсуждением).
При планировании внеурочной деятельности учитываются наличные условия: здание
организации, осуществляющей образовательную деятельность, набор и размещение
помещений для осуществления образовательной деятельности, активной деятельности,

отдыха, питания и медицинского обслуживания обучающихся, их площадь, освещенность и
воздушно-тепловой режим, расположение и размеры рабочих, учебных зон и зон для
индивидуальных занятий.
Вариативная часть плана внеурочной деятельности
Класс /профиль

Вид деятельности

Место проведения

Организатор

10А, 11А,
технологический
профиль

Поездки и экскурсии
на предприятия

Приборостроительное
предприятие
Авиазавод
Приборостроительное
предприятие
Авиазавод
Окрестности города Улан-Удэ,
этнографический музей
Музей истории Бурятии, театры
и кинотеатры города

Администрация
школы

Работа с учащимися 5-9 классов

Администрация
школы
Администрация
школы, классный
руководитель,
обучающийся
Классный
руководитель

Профессиональные
пробы обучающихся
на производстве
Выезды на природу
Посещение
кинопоказов,
театральных
спектаклей, музеев
Социальные практики
Реализация
индивидуальных
проектов
10Б, 11Б,
гуманитарный
профиль

Поездки и экскурсии
Профессиональные
пробы обучающихся
Выезды на природу
Посещение
кинопоказов,
театральных
спектаклей, музеев
Социальные практики

Исторический музей,
Национальная библиотека,
Музеи города
в музеях, библиотеках,
учреждениях образования и
культуры
Окрестности города Улан-Удэ,
этнографический музей
Музей истории Бурятии, театры
и кинотеатры города
Работа с учащимися 5-9 классов

Реализация
индивидуальных
проектов
10В, 11В,
универсальный
профиль

Поездки и экскурсии

Профессиональные
пробы обучающихся
Выезды на природу
Посещение
кинопоказов,
театральных
спектаклей, музеев
Социальные практики

Исторический музей,
Национальная библиотека,
Музеи города
БНЦ, БГУ
БНЦ, БГУ, предприятиях
города
Окрестности города Улан-Удэ,
этнографический музей
Музей истории Бурятии, театры
и кинотеатры города
Работа с учащимися 5-9 классов

Администрация
школы
Классный
руководитель
Классный
руководитель

Администрация
школы
Классный
руководитель
Классный
руководитель
Администрация
школы
Администрация
школы, классный
руководитель,
обучающийся
Классный
руководитель
Администрация
школы
Классный
руководитель
Классный
руководитель
Администрация

Реализация
индивидуальных
проектов

школы
Администрация
школы, классный
руководитель,
обучающийся


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 24.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012)42-72-55

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».