11.05.2022
Уважаемые родители!
Министерством просвещения 31 мая 2021 года утвержден федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – ФГОС ООО-2021).
Обновлённая редакция ФГОС ООО сохраняет принципы вариативности в формировании школами основных образовательных программ основного общего образования, а также учёта интересов и возможностей, как образовательных организаций, так и их обучающихся.
Прием на обучение в 5-е классы в соответствии с ФГОС основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями) – далее ФГОС ООО-2010, прекращается 1 сентября 2022 года.
С 1 сентября 2022 обучающиеся 5-х классов будут учиться по обновленным ФГОС ООО. В 2022-2023 учебном году обучающиеся 6-9х классов продолжат обучение по ФГОС ООО-2010.
Сегодня на родительском собрании мы ставим задачу разъяснить особенности обновленного ФГОС ООО-2021, а так же ответить на вопросы по его введению в образовательный процесс школы.
Уважаемые родители! Обращаем ваше внимание, что обновленный ФГОС ООО не имеет принципиальных отличий от действующего в настоящее время ФГОС ООО 2010 года.
Во-первых: Основой организации образовательной деятельности в соответствии с обновленным ФГОС ООО остается системно-деятельностный подход, ориентирующий учителей на создание условий, инициирующих активную деятельность обучающихся на уроках.
Во-вторых: В обновленном ФГОС ООО сохраняется привычная для школ и учителей структура основной образовательной программы и механизмы обеспечения ее вариативности, к числу которых относятся: наличие двух частей образовательной программы (обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений), возможность разработки и реализации индивидуальных учебных планов. Родители по-прежнему смогут принимать участие в формировании вариативной части основной образовательной программы основного общего образования школы, т.е. выбирать с учетом мнения ребенка факультативные и элективные учебные курсы, предлагаемые школой, а также учебные модули, обеспечивающие различные образовательные потребности и интересы обучающихся, в том
числе этнокультурные.
Так же в целях обеспечения индивидуальных потребностей, интересов учеников, запросов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, возможностей школы вариативная часть образовательной программы основного общего образования включает курсы внеурочной деятельности.
В-третьих: Структура требований к результатам реализации основной образовательной программы основного общего образования также остается неизменной и состоит из групп требований к предметным, метапредметным и личностным результатам. В обновленном ФГОС ООО остается неизменным положение, обусловливающее использование проектной деятельности для достижения комплексных образовательных результатов.
В-четвертых: Остались без изменений обязательные для изучения 10 предметных областей учебного плана основного общего образования (Русский язык и литература, Родной язык и родная литература, Иностранные языки, Математика и информатика, Общественно-научные предметы, Естественнонаучные предметы, Основы духовно-нравственной культуры народов России, Искусство, Технология, Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности).
Особенности обновленного ФГОС ООО-2021 года
Основные изменения обновленного ФГОС ООО связаны с детализацией требований к результатам и условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования. В обновлённых ФГОС сформулированы максимально конкретные требования ко всем учебным предметам с 5 по 9 классы, позволяющие ответить на вопросы: что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит. Формулировки детализированных требований к личностным, метапредметным и предметным образовательным результатам учитывают обновление содержания общего образования, конкретизированы по годам обучения для каждого класса и направлениям формирования функциональной грамотности обучающихся.
Требования к предметным результатам обучения конкретизированы и систематизированы для изучения каждого учебного предмета и дают четкие ориентиры, единые подходы для оценки качества образования учителем при освоении учебной программы в каждом классе и проведении государственной итоговой аттестации в 9м классе.
При реализации образовательной программы в 5-9 -х классах в школе для учеников будут созданы условия, обеспечивающие возможность
формирования функциональной грамотности (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий.
Основные новшества обновленных ФГОС ООО:
- Сократился общий объем аудиторной работы обучающихся за пять учебных лет (5-9 кл.): количество учебных занятий за 5 лет не может составлять менее 5058 академических часов и более 5549 академических часов (ФГОС ООО-2010: 5267-6020 часов).
- Введено понятие «учебный модуль» при изучении предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
- Для обеспечения единства образовательного пространства Российской Федерации, снижения нагрузки на педагогических работников разработаны примерные рабочие программы.
- В обновленных ФГОС ООО детализирован воспитательный компонент в деятельности учителя и школы, определены связи воспитательного и учебного процесса. Обозначены основные направления воспитательной деятельности как способы достижения личностных результатов учащимися, в том числе в части: гражданского, патриотического, духовно-нравственного, эстетического, трудового и экологического воспитания, физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия.
- Изучение учебных предметов математика, информатика, биология, химия, физика в 5-9х классах предусмотрено в обновленном ФГОС на базовом и углубленном уровнях. С учетом успеваемости, образовательных потребностей и интересов учеников на уровне основного общего образования возможна организация образовательной деятельности с углубленным изучением отдельных учебных предметов, т.е. профильное обучение. Это поможет реализовать задачи профессиональной ориентации и предоставить возможности каждому ученику проявить свои интеллектуальные и творческие способности при изучении указанных учебных предметов, которые необходимы для продолжения получения образования и дальнейшей трудовой деятельности в областях, определенных Стратегией научно-технологического развития.
- В предмете «Математика» вводится самостоятельный учебный курс «Вероятность и статистика». Учебник «Вероятность и статистика»
разрабатывается, по итогам проведения экспертизы планируется его включение в Федеральный перечень учебников.
- ФГОС ООО-2021 (5-9 классы) исключена обязательность изучения второго иностранного языка.
Учет мнения родителей (законных представителей) при формировании обязательной части учебного плана:
- При изучении предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся осуществляется выбор одного из учебных курсов (учебных модулей) из перечня, предлагаемого школой.
- По заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся осуществляется изучение родного языка (русского) и родной литературы (русской) и при наличии возможностей школы.
- По заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и при наличии в школе необходимых условий осуществляется изучение второго иностранного языка из перечня, предлагаемого школой.
В настоящее время на федеральном, региональном уровнях созданы методические ресурсы и сервисы для учителей по реализации обновленного ФГОС ООО. Учителя, обеспечивающие преподавания учебных предметов в 5-х классах проходят курсы повышения квалификации пор типовой программе, разработанной Академией Министерства просвещения РФ. Школа готова к реализации обновленного ФГОС ООО в 5-х классах с 1 сентября 2022 года.
Таким образом, обновленный ФГОС ООО- 2021 года дает возможность создания и реализации благоприятных условий для обучения школьников, деятельности учителя и позволяет улучшить взаимодействие родителей, педагогов и детей. Единое учебное содержание, точные и конкретно сформулированные образовательные результаты направлены на обеспечение качественного образования, формирование единого образовательного пространства нашего региона и страны в целом.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 25.05.2022
Дата обновления: 25.05.2022
Дата публикации: 11.05.2022