«Согласовано» «Утверждено» заместитель директора по УВР Положение о программе дополнительного образования 1. Общие положения. 1.1. Положение определяет структуру и порядок разработки и утверждения программ по дополнительному образованию (далее - Программа). Дополнительное образование детей направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные образовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. 1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 2. Содержание Программы дополнительного образования. 2.1. Программа дополнительного образования - нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания курса дополнительного образования, основывающегося на типовых, модифицированных или авторских дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах (далее - ДООП) по различным направленностям. 2.2. Функции Программы: - нормативная, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме; - целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в практику деятельности детского объединения; - определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению обучающимися (требования к минимуму содержания); - процессуальная, то есть определяет последовательность усвоения элементов содержания: - итоговая, то есть выявляет ожидаемый результат освоения программы обучающимися (требования к уровню подготовки обучающихся). 2.3. К дополнительным образовательным программам, реализуемым в МДОУ «Физикоматематическая школа №56» относятся образовательные программы следующих н аправленностей: -художественно-эстетическая; -социально-педагогическая; -физкультурно-спортивная; -культурологическая; -туристско-краеведческая; -эколого-биологическая; -военно-патриотическая. 2.4. По цели и содержанию образовательные программы разделяются на: - Познавательные - дают углубленные знания по изучаемой дисциплине, развивают интеллектуальные способности, ориентированы на мотивацию познавательной активности детей, подразделяются на продуктивные, репродуктивные, творческие, поисковые. Результаты образовательной деятельности не сводятся к количественному показателю знаний, операционных умений и технически-исполнительских навыков (хотя их наличие и не отрицается в качестве необходимого компонента познания). Здесь важно диагностировать динамику развития интеллекта, способность к поиску знания, постановки и решения проблем. - ПрОфессионаяъно-прикладные программы. Ориентированы на профориентационные цели, навыки и умения в актуальной области науки или практической деятельности специалиста, владеющего профессиональными знаниями, подтвердившего. Главная ценность программ -знания, умения и навыки в актуальной на сегодняшний день области науки, не преподающейся в школе. Результат обучения - профессиональная аттестации школьников. - Программы научно-исследовательской ориентации. Целью данных программ является выявление и последующее развитие творческих способностей учащихся в научной деятельности, формирование необходимых навыков для исследовательской работы, умения претворять свою авторскую эвристическую идею в новый интеллектуальный продукт. По существу, эти программы позволяют как можно ■ раньше выявить одаренных детей, и помочь им адаптироваться в экспериментальной деятельности. -Программы этой направленности чаще всего связаны, индивидуальной работой педагога с учеником и требуют специальной организации условий их совместной деятельности. Результат осуществления программ научно-исследовательской ориентации фиксируется в виде доклада, реферативной работы, законченного эксперимента с анализом и обобщением результатов, научной статьи и пр. - Программы социализации. Цель - освоение и формирование положительного социального опыта, социальных ролей и установок, выработка ценностных ориентации и способности рефлексии, становление активной личной позиции, осознание своего социального статуса и связанного с ним ролевого поведения Результат таких программ - заданный уровень сформированных социально-психологических и профессиональных качеств общения, поведения и деятельности. - Спортивно-оздоровительные программы. Цель - пропагандирование здорового образа жизни; физическое совершенствование индивида и достижение высоких спортивных показателей, положительных социальных качеств личности (мужества, выносливости, выдержки, решительности, смелости, самообладания и др.). Типовые программы с жесткими нормативами. - Программы, развивающие художественную одаренность. Главная цель - становление индивидуального творческого воображения, наблюдения, фантазии, умения деть и слышать, описать, изобразить, озвучить многообразный мир; формирование ответственного отношения к народному дару, таланту. Программы связаны с конкурсным отбором детей по уровню исполнительского мастерства. - Досуговые. Цель данных программ - наполнить активно-деятельным, эмоционально и психологически комфортным содержанием свободное время личности. Формы и варианты «заполнения» могут быть самые разнообразные: развлечения, общение, игры, хобби и др., корректируемые целенаправленными усилиями организаторов и педагогов. Программы этой сферы приближены к потребностям человека, неформальны, нестандартны в содержании, выполняют функцию восстановления физических, интеллектуальных, эмоциональных сил, дают возможность отдохнуть. 3. Технология разработки рабочей программы 3.1. Программа составляется педагогом дополнительного образования или педагогом школы на каждый учебный год. 3.2. Проектирование содержания образования осуществляется индивидуально каждым педагогом в соответствии с уровнем его профессионального мастерства и авторским видением дисциплины (направленности). 3.3. Программы реализуются как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации. При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии. В том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. 3.4. При реализации образовательных программ организацией, осуществляющей образовательную деятельность, может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий. 4. Структура рабочей программы 4.1. Структура Программы является формой представления ДООП как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала и включает в себя следующие элементы: - титульный лист (см.Приложение Г), - пояснительная записка, - календарно-тематический план (см. Приложение 2), - список литературы. 4.2. Титульный лист - структурный элемент Программы, представляющий следующие сведения: полное название учреждения, информация о согласовании заместителем директора по УВР (дата), информация об утверждении директором (номер приказа и дата), название рабочей программы, год обучения, возрастная категория обучающихся, фамилия педагога, год составления программы. 4.3. Пояснительная записка - структурный элемент программы, проясняющий цель и задачи обучения, ожидаемые результаты, этапы, сроки и формы контроля, характеристику группы, количество учебных часов, предпочтительные формы организации учебного процесса, режим занятий. 4.4. Учебно-тематический план -. структурный элемент программы, включающий в себя название тем. количество часов на их изучение, включая теоретические и практические занятия. 4.5. Календарно-тематический план - структурный элемент программы, составляющийся в соответствие с расписанием, определяющий порядок освоения учебного материала с указанием конкретных дат проведения занятий. 4.6. Список литературы - структурный элемент программы, указывающий список источников, использованных при ее составлении. 5.3аключительные положения 5.1. Рабочая программа утверждается ежегодно в начале учебного года приказом директора образовательного учреждения. 5.2. Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в Программу в течение учебного года, должны быть согласованы с заместителем директора по УВР. 5.3. Рабочая программа хранится в методическом кабинете, копия Программы находится на рабочем месте педагога дополнительного образования, который несет полную ответственность за реализацию Программы. 5.4. К компетенции учителя относятся: - разработка программ дополнительного образования; - использование и совершенствование методик учебной деятельности и образовательных технологий; - организация своей деятельности в соответствии с годовым календарным учебным графиком на текущий учебный год и правилами внутреннего распорядка общеобразовательного учреждения, иными локальными актами общеобразовательного учреждения; - отчетность о выполнении программы. 5.5. Учитель несет ответственность за: - невыполнение функций, отнесенных к его компетенции; - реализацию воспитанниками не в полном объеме Программы в соответствии с учебным планом общеобразовательного учреждения на текущий учебный год и графиком учебного процесса (расписанием занятий). Приложение 1 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Физико-математическая школа №56 г. Улан-Удэ» «Согласовано.» «Утверждено» заместитель директора по УВР . Директор школы / /./ «>>20_ г «____ » 20 Дополнительная образовательная программа название на 20-20 учебный год Количество часов в неделю: Количество часов за учебный год: Программа составлена 20 г ФИО г. Приложение 2 Календарно-тематический план № темы 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Дата Тема занятия Итого: Всего часов В том числе Теория Практика