01.09.2021
Случаи кибербуллинга — одна из популярных тем обращения подростков и родителей в службу Детского телефона доверия. В начале учебного года дети менее бдительны и легко заводят виртуальные знакомства, не особо задумываясь, что скрывается за фейковым профилем и безобидным предложением пообщаться, обменяться фотками и поиграть в сетевые игры.
Виртуальные группы с сомнительным контентом, приглашения в экстремальные игры, разводы «на слабо», жестокие шутки, вымогательства, обман на доверии — чего только не встретишь в Интернете сегодня. Родители не всегда успевают отследить, с кем общаются дети и что происходит в их виртуальном пространстве, а те, в свою очередь, предпочитают держать в секрете свою жизнь, боясь ограничения в свободе и времени. Но если поведение ребенка резко меняется, и если он тревожно реагирует на телефонные уведомления, самое время задуматься, все ли у него в порядке.
В службу Детского телефона обратилась мама
двенадцатилетнего Максима (имя изменено). Она заметила перемены в поведении
сына и хотела узнать, как правильно поговорить с сыном, чтобы обезопасить его
от возможной виртуальной угрозы. Елена поделилась, что Максим недавно увлекся
командной сетевой игрой. Заметив тревогу сына, предположила, что дело в его
новой компании: возможно, ему угрожают или вымогают деньги.
В разговоре выяснилось, что в целом между
мамой и сыном доверительные отношения, но сейчас на все ее расспросы Максим
отвечает, что все нормально, и ей не о чем беспокоиться. Возможно, боится ее
расстраивать или ему стыдно в чем-то признаться. Для мамы важно, чтобы сын сам
обо всем рассказал.
Психолог порекомендовал проанализировать,
что происходит у парня на страничке в социальных сетях: заблокирована она или
нет, какие статусы, есть ли оскорбления и угрозы. А также внимательно понаблюдать
за поведением, найти конкретные примеры, говорящие о страхе, сильных
переживаниях, потенциальных проблемах в группе сверстников, в том числе в
Интернете. Это необходимо для искреннего и объективного разговора.
Шаг 1. Анализируем ситуацию
Маркеры поведения:
·
Стал замкнутым и отдалился от семьи,
перестал следить за собой, выглядит отрешенным и напуганным, часто что-то
забывает.
·
Стал раздражительным, срывается по
пустякам, неадекватно реагирует на личные вопросы.
·
Стал просить больше денег, пропали
некоторые его личные ценные вещи.
·
Страничка в соцсетях изменилась: хозяин
удалил многих друзей, появились посты странного содержания, подозрительные
статусы.
·
Забросил привычные дела и увлечения, все
время зависает в интернете или, наоборот, избегает виртуальности. На вопросы о
том, с кем общается, не дает ответа и отстраняется.
Шаг 2. Следим за виртуальной жизнью
ребенка
Важно не только учить ребенка безопасно
переходить дорогу и остерегаться опасных незнакомцем на улице, но и постоянно
мониторить его виртуальную жизнь, в том числе и с помощью специальных сервисов.
Честно и открыто сообщить ребенку о программах родительского контроля: какие вы
используете, и почему.
Шаг 3. Говорим о своих чувствах и
наблюдениях
Для разговора с подростком нужно выбрать
правильную тональность и начать разговор не с вопроса «Что случилось?», а со
своих чувств и переживаний. Выберите нужный момент и поделитесь с сыном тем,
что видите и чувствуете, назовите конкретные примеры его необычного поведения.
Для этого можно использовать технику «Я-сообщение». А потом предложите помощь и
поддержку: скажите, что не будете ругать и нападать, в какие бы неприятности он
ни попал. Дайте понять ребенку, что вы на его стороне. Будьте готовы выслушать
и задать уточняющие вопросы, чтобы парень почувствовал, что вы хотите
разобраться в его проблеме, а не обличить в чем-то.
Шаг 4. Обсуждаем правила безопасности и
вырабатываем тактику решения проблемы
Продумайте вместе тактику решения
проблемы, как правило, это:
— сбор скринов и доказательств
угрозы от опасных людей;
— бан и блокировка опасных групп и
людей, временное ограничение странички и данных;
— удаление личных данных и того,
что может быть использовано против ребенка;
— обращение в службу контроля
соцсети или полицию;
— пост о возможной угрозе, чтобы
сработать на опережение;
— возможно обновление своего
профиля или создание нового.
Шаг 5. Развиваем критическое мышление и
объясняем правила безопасного поведения
Стоит детально обсудить ситуацию: почему
сын в принципе оказался в такой ситуации, какие у него «слабые струны», на
которых сумели сыграть недоброжелатели.
Научите ребенка через создание
моделирующих ситуаций задавать вопросы тем, кто в будущем попытается склонить
его к опасному поступку, чтобы вывести их на чистую воду.
Например:
·
Я не всегда готов подчиняться родителям,
не в восторге, когда они вмешиваются в мою жизнь, так зачем позволять
это делать совсем чужим людям?
·
Зачем вам нужно, чтобы я выполнял
странные задания и зависел от них? Какая у вас выгода от этого? Зачем вы
предлагаете мне это?
Также важно проговорить, как следует
реагировать на злобные шутки, критику и оскорбления хейтеров и
вымогателей.
Если вы столкнулись с кибербуллингом и не знаете, как
защитить ребенка или как помочь ему пережить психологические последствия, то
без промедления обращайтесь в службу Детского телефона доверия
8 800 2000 122
Полный тест статьи здесь
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 01.12.2021
Дата обновления: 01.12.2021
Дата публикации: 01.09.2021